Двойной урожай картофеля

В годы войны советская научная периодика работала столь же исправно, как и в мирное время. Правда, появилось больше публикаций, посвященных чисто практическим целям, в том числе и непосредственно связанным с военными действиями. Немалое внимание уделялось и теме (выражаясь по-современному) продовольственной безопасности. Например, от ученых поступали предложения о восполнении дефицита сахара (в силу того, что основные посадки сахарной свеклы оказались в зоне боевых действий) за счет среднеазиатского виноградарства. То есть виноград рассматривался во время войны в качестве сахароносной технической культуры, дающей сладкий концентрированный сок взамен свекловичному сахару.

Само собой, в те трудные годы регулярно публиковались статьи в поддержку садоводов и огородников. Здесь предлагались рациональные методы выращивания съедобных культур с точки зрения повышения урожайности. Прикладные работы в этом направлении советские аграрии не прекращали и в военное время. Одна из них касалась картофеля – «второго хлеба» многих жителей нашей страны.

В частности, такую работу вел в подмосковном совхозе Суханово агроном А. Г. Анашев. Применяя ряд особых агротехнических приемов, он смог получать с одного участка по два урожая в год. Подчеркиваем, в условиях Средней полосы! Первый урожай, собираемый летом, сразу же использовался в пищу. Второй урожай, собираемый осенью, отправлялся на хранение в погреб. Результаты оказались довольно впечатляющими. Так, в 1942 году на опытном участке совхоза Суханово первый (летний) урожай составил 140 центнеров с гектара. Второй урожай с того же самого участка составил 190 центнеров с гектара. В 1943 году с двух урожаев получили 372 центнера с гектара. В то же время обычные посадки картофеля в том же самом хозяйстве дали всего по 150 центнеров.

Для испытаний применялись ранние сорта универсального назначения - Лорх и Эпикур. В 1943 году (особо неблагоприятном для картофеля ввиду холодного и дождливого лета) первый урожай сорта Лорх был на уровне 80 – 100 центнеров на гектар. Второй урожай – 250 – 290 центнеров. Сорт Эпикур дал, соответственно, 40 - 60 и 200 – 220 центнеров. При этом вес отдельных клубней сорта Лорх достигал 250 – 300 грамм.

Как видим, результаты очень даже неплохие. В чем же заключалась суть данной агротехники? Работа с картофелем начиналась ранней весной. В самом начале марта отбирались лучшие посадочные клубни (желательно – вытянутой формы) и проращивались (яровизировались) на свету. По мнению ученых, яровизация значительно повышает урожай. Отобранные клубни рассыпали слоем в два-три ряда в тёплом и светлом помещении, стараясь, чтобы та часть, где больше глазков, находилась вверху. Для экономии места использовались специальные стеллажи. На свету из глазков вырастают крепкие побеги. Примерно 10 – 15 апреля клубни с хорошими плотными ростками высаживали в холодные (без навоза) парники. В парниках в течение месяца из каждого клубня вырастал кустик высотой до 25 см. Где-то в середине мая кусты из парника высаживали на хорошо обработанное и удобренное поле.

Поле под картофель подготавливали еще с осени, используя хорошо перепревший коровий навоз из расчета 30 – 50 тонн на гектар. При этом обязательно применялась осенняя вспашка. Если же навоз вносить весной, перед посадкой, то тогда будет усиленно развиваться ботва, и урожай клубней уменьшится. Мало того, картофель станет в большей степени подвержен грибковым заболеваниям. Перед весенней вспашкой под картофель вносили по 10 центнеров древесной золы и 10 – 20 центнеров торфяного компоста на гектар. Это – необходимое условие хороших урожаев, о которых мы сказали выше.

При высаживании кустиков в грунт их закапывали на несколько сантиметров глубже, чем они росли в парниках. Через пару недель проводили рыхление, а затем – одновременное окучивание и прополку.

В первой декаде июня начиналось цветение картофеля, а к концу месяца уже можно было снимать первый урожай. К примеру, летом 1943 года сбор первого урожая начался 18 – 20 июня. С каждого куста сняли по 7 – 8 клубней. Вес некоторых из них доходил до 200 грамм. В среднем же получалось по полкилограмма на куст.

При копке урожая обнаружилось, что ботва была совсем свежая и жизнеспособная. Кроме того, у каждого растения имелось много столонов (подземных стеблей) с мелкими зародышами клубней. Отметим, что именно это обстоятельство (когда речь шла о сверхранних урожаях) и натолкнуло на мысль о том, чтобы снова посадить растение в землю и получить с него второй урожай. С этой целью кусты очень осторожно выкапывались. Все крупные клубни собирались, и кусты тут же высаживались на старое место или же на соседний, заранее подготовленный участок. Для лучшей приживаемости куста в приготовленную для посадки ямку вливали литр воды. Расправив корни и столоны, куст помещали в ямку, но несколько глубже, чем он находился до выкопки. Нижняя часть стеблей засыпалась землей прямо до листьев. Дальнейший уход за кустами заключался в поливах (если вдруг ботва начинала вянуть), а также в рыхлении и окучивании. В конце сентября или в самом начале октября снимали второй урожай.

Разумеется, предварительное проращивание клубней – процесс трудоемкий. Можно ли было получать два урожая, не используя данную процедуру? Этот вопрос также интересовал наших аграриев, и, судя по опыту совхоза Суханово, он мог быть решен положительно. На отдельных участках использовалась обычная посадка со съемом первого сверхраннего урожая, дававшего по 40 – 50 центнеров с гектара. Кусты, с которых снимались крупные клубни, высаживались заново с использованием перечисленных выше агротехнических приемов. Второй урожай был на уровне 60 – 100 центнеров с гектара. Нельзя сказать, что это внушительные цифры. Однако в силу того, что речь идет о единичном эксперименте, они вполне обнадеживают.

Как мы понимаем, в силу того, что указанная агротехника весьма трудоемка и вряд ли поддается полной механизации, она не нашла широкого применения в промышленных посадках. Тем не менее, разработчики надеялись, что испытанные ими приемы найдут применение среди огородников-любителей. Правда, в наших подсобных хозяйствах, где под картофель отводили солидные площади, агротехнику двойных урожаев также не использовали. Причина, на наш взгляд, та же – высокая трудоемкость. Дело в том, что, когда нашим огородикам предстояло обработать плантации площадью по 15 – 25 «соток», никто бы не стал возиться с повторной посадкой, тем более что летний урожай в больших количествах был совершенно не нужен ввиду того, что картофель в основной массе своей закладывался на хранение.

И, тем не менее, эта агротехника может заинтересовать тех, кто работает в стесненных условиях. Наилучшее применение она может найти на компактных, но хорошо ухоженных участках с высоким агрофоном. Как известно, увлеченные дачники пытаются высвободить землю для самых разных культур, нередко урезая место для картофеля. Вот здесь агротехника двойного урожая оказалась бы в самый раз: можно было бы сократить в полтора-два раза картофельную плантацию, не теряя при этом в урожайности (особенно, если учесть высокий агрофон). Здесь мы еще раз убеждаемся в том, что даже подзабытые разработки наших ученых могут оказаться вполне востребованными спустя два-три поколения.

Николай Нестеров