Золото – это не только сокровища и престиж, но и всегда тайна его пробы и происхождения. По количеству этого металла в сплаве изделий можно определить время и возможное место происхождения. Изучение артефактов из золота и серебра, относящихся к эпохе раннего железа в Южной Сибири вносит свой вклад в копилку знаний об этом периоде истории. О некоторых результатах этой работы рассказал ведущий научный сотрудник Института археологии и этнографии СО РАН доктор исторических наук Андрей Павлович Бородовский.
– Андрей Павлович, буквально недавно за рубежом вышла статья, посвященная новым находкам предметов из золота в северо-западном Китае, где говорится о том, что в III-IIв. до н.э. там уже существовало серийное производство таких предметов, а сами они расходились довольно далеко, включая Южную Сибирь. А что показывают Ваши исследования? Встречаются в Сибири такого рода предметы и какой интерес они представляют для наших ученых?
– Действительно, во время раскопок мы находим достаточное количество изделий из фольги и листового золота и серебра на территории Южной Сибири. Это делает актуальными исследования по определению качества и состава этих драгоценных металлов современными естественнонаучными методами, включая энергодисперсионный анализ.
– Что это за метод?
– Это вариант рентгеноспектрального анализа. С помощью пучка электронов (в электронных микроскопах) или рентгеновских лучей атомы исследуемого образца возбуждаются, испуская характерное для каждого химического элемента рентгеновское излучение. Исследуя энергетический спектр такого излучения, можно сделать выводы о качественном и количественном составе образца.
– Иначе говоря, позволяет понять, как много собственно золота содержится в данном предмете?
– Да, но важно не только это, но и состав других компонентов. Известен целый спектр различных оттенков золота – желтое, розовое, красное, лиловое, белое и даже зеленое. Такая характеристика напрямую зависит от состава и количества других компонентов (серебра, меди, палладия). В этом направлении нам тоже уже удалось кое-что сделать. Для эпохи раннего железа в работе были задействованы самые различные образцы – из Средней Азии (Зеравшан), Среднего Прииртышья (Чернолучье) Верхнего Приобья (Быстровский некрополь) и Горного Алтая (Барангольский некрополь и Чултуков Лог-1,2). Никакой пробы золота на древних изделиях, конечно, нет, но все предметы, которые имеют в своем составе от 95 до 86 % этого драгоценного металла можно условно относить к «древним». Причем, количество содержания золота от более ранних предметов к более поздним может существенно снижаться, в следствии «инфляции» и стремления к «эрзац» изделиям.
Золотая фольга эпохи раннего железа Горного Алтая отличается достаточно значительной разнопробностью. При этом, большинство образцов золотой фольги пазырыкского времени с плоскогорья Укок имеет в сравнении с покрытием из фольги Берели имеет более низкое содержание золота. Аналогичное фольге из Берели, высокое содержание золота (82-90%), близкое с самородному содержится в фольге из кургана некрополя Бугры в северо-западных предгорьях Алтая.
Кстати, мы исследовали объекты, покрытые не только золотом, но и серебром. Например, серебряную фольгу хуннского времени из могильника Аймырлыг в Туве, анализ позволил отнести ее к группе высокопробного серебра, серебро-медного сплава. В двух образцах фольги из Аймырлыга содержание серебра составляло от 71,2%, до 99,4%, что так же позволяет считать их произведенными из самородного металла.
– Продолжая разговор о технологиях, Вы упоминаете фольгу. Это же довольно хрупкая вещь, в сравнении с литыми изделиями. Много ли дошло до наших дней артефактов с использованием фольги из драгоценных металлов? И как они сохранились?
– Действительно, фольгой принято называть тонкий листовой цветной металл с различными стандартами толщины от 0,0001 до 0,5 мм. В древности эти «стандарты» были еще более разнообразны, что делает границу между тонким листовым металлом и собственно фольгой довольно условной. Часто фольгой покрывали роговые изделия. Главным источником находок подобных артефактов являются погребения. Бывает так, что на самой фольге нет следов потертостей, о они есть на самом предмете, под ней. Это говорит о том, что, скорее всего, ранее эти предметы использовались их владельцем, а перед захоронением их обклеили фольгой в церемониальных целях.
– А в чем научное значение знания процентного содержания золота и серебра в фольге и изделиях?
– Изучение состава металла образцов изделий с золотым и серебряным покрытием из наиболее репрезентативных памятников различных регионов Южной Сибири и сравнение его с ранее известными данными из Тувы, Северо-Западного Алтая позволяют выявить длительность сохранения технологической традиции обработки самородков драгоценных металлов. А это, в свою очередь, делает более понятным уровень развития ремесел у населения этих земель в то время.
– Была среди таких находок какая-то, что запомнилась Вам больше всего, показалась необычной? Или они все в основном схожи между собой?
– Больше всего в истории с древним золотом меня удивляют не конкретные находки, а «демократическое» отношение к этому драгоценному металлу в прошлом. Можно с полным основанием утверждать, что изделия из этого металла были в той или иной мере доступны практически всем членам различных кочевых обществ эпохи раннего железа. Кстати, такой культурный феномен характерен еще для целого ряда социальных сфер той эпохи, когда очевидно еще только формировались основы аристократизма в современном его понимании.
Сергей Исаев
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии