Доктор занимательных наук

Осенью 1899 года в Гродненской губернии стали широко распространяться слухи о скором конце света. Называлась и конкретная дата - 1 ноября (по старому стилю). Именно в тот день на Землю, по словам «пророков», должен обрушиться звездный дождь, который уничтожит все живое. Впрочем, хватало и людей здравомыслящих. Один из них опубликовал в газете «Гродненские губернские ведомости» под псевдонимом «Я.П.» очерк «По поводу ожидаемого огненного дождя». Этим человеком был шестнадцатилетний студент Белостокского реального училища Яков Перельман. В форме непринужденной беседы, сочетавшейся с запоминающимися подсчетами и яркими метафорами, он рассказал о метеорном рое Леониды, который регулярно дарит жителям Земли запоминающееся красочное зрелище. В заключении говорилось, что «огненные дожди» явление регулярное и никакой серьезной опасности землянам не несут.

Этот опыт оказался увлекательным не только для читателей, но и для самого автора. И хотя впоследствии Яков Перельман (1882 – 1942) получил диплом «учёного-лесовода I разряда», но в историю вошел, прежде всего, как популяризатор науки (написавший известные книги «Занимательная физика», «Занимательная математика» и др.) и автор понятия «научно-фантастический». И именно в этом разрезе (популяризация научных знаний) мы и рассмотрим его творческое наследие.

Насколько важным является умение рассказать о довольно сложных вещах простым и увлекательным языком, объяснять, наверное, не надо. Простой пример: в одной из областей европейской части России провели анкетирование школьников с целью выяснить, какой предмет из школьной программы у них является любимым. Среди учеников 7-8 классов физика оказалась в числе наиболее любимых. Но, начиная с 9-го класса, ее популярность резко падала. Проведя дополнительные беседы с школьниками, авторы исследования пришли к выводу, что во многом это вызвано… учебниками. Учебник «Физика» для 7-го класса, написанный А.В. Перышкиным (и многократно переизданный) учениками оценивался как понятный и интересный. А вот учебники для старших классов (разных авторов) чаще оценивались как «сложные» и потому – «неинтересные».

Так вот, Перельман не совершил никаких научных открытий, ничего не изобрел в области техники. Но он умел рассказывать об открытиях и изобретениях других так, что это вызывало интерес у самых разных его читателей.

В 1913 году он написал книгу «Занимательная физика». Она практически сразу стала пользоваться успехом среди читателей, в том числе – ученых-физиков. Профессор физики Петербургского университета Орест Данилович Хвольсон при личной встрече сказал автору:

«Лесоводов-ученых у нас предостаточно, а вот людей, которые умели бы так писать о физике, как пишите вы, нет вовсе. Мой вам настоятельнейший совет: продолжайте, обязательно продолжайте писать подобные книги и впредь».

И на протяжении боле чем ста лет эта книга продолжает находить своего читателя. И, что удивительно, не устаревает.

Перельман написал множество статей и книг, названия которых, начинаются со слова «занимательный» В чем же секрет столь долгой «жизни» этой научно-популярной книги? Прежде всего, Перельману удалось показать, как интересно заниматься физическими исследованиями. И вообще, насколько интересной может быть научная деятельность. Для этого он старался обычные для повседневной жизни вещи и явления показать с неожиданного, нестандартного ракурса.

Вот как, к примеру, он рассказывает о законе действия и противодействия.

«Помните народную былину о Святогоре-богатыре, который вздумал поднять Землю. Архимед, если верить преданию, тоже был готов совершить такой подвиг и искал лишь точки опоры для своего рычага. Но Святогор был силен и без рычага. Он искал лишь за что ухватиться, к чему приложить богатырские руки. «Как бы я тяги нашел, так я бы всю землю поднял». Случай представился: богатырь нашел на земле «сумочку переметную», которая «не скрянется, не сворохнется, не подымется»…Он ухватил ее обеими руками и поднял до колен. И тут же увяз по колена в земле. И как он ни старался, освободиться и поднять суму не мог. Там и погиб, гласит предание. Если бы Святогору был известен закон действия и противодействия, он сообразил бы, что раз он упирается ногами в землю, то богатырская сила его, приложенная к земле, вызовет равную, столь же колоссальную противодействующую силу, которая может втянуть его самого в землю… Из былины видно, что народная наблюдательность давно подметила [это]. Народ бессознательно применял закон противодействия за тысячелетие до того, как Ньютон впервые провозгласил его в своей бессмертной книге…»

Перельман разработал собственную методологию, которая позволяла не только знакомить читателя с занимательными научными фактами, но и создал новый вид своеобразного учебного пособия, доступного миллионам людей, остроумного, но, в то же время, и обучающего.

И этот успех так вдохновил Перельмана, что позже он написал еще множество статей и книг, названия которых, начинаются со слова «занимательный»: «Занимательная геометрия», «Занимательная арифметика», «Занимательная астрономия» и др. Да и другие заголовки перельмановских работ также завладевали вниманием читателя, особенно юного – «Загадки и диковинки в мире чисел», «Полёт на Луну. Современные проекты межпланетных перелётов», «Ящик загадок и фокусов».

Такая работа с заголовками, умение захватить внимание читателя с первых абзацев текста сегодня считаются признаком «хорошего тона» в мире научно-популярной литературы. Но тогда, в первые десятилетия ХХ века, они были «ноу-хау» Перельмана. Он, по сути, стоял у истоков целого жанра – занимательной науки. И, как и сам этот жанр, Яков Перельман отличался весьма разносторонними интересами.

Одним из важнейших для Перельмана направлений работы была пропаганда идей космонавтики, которым он посвятил массу книг и статей. Для того, чтобы лучше разобраться в этом вопросе, в 1913 году он вступил в активную переписку с Циолковским (которая продолжалась до самой смерти «калужского мечтателя»). И в том же году выступил с докладом в Российском обществе любителей мироведения «О возможности межпланетных сообщений», в основу которого легли плоды этой переписки.

А еще год спустя – написал и опубликовал дополнительную главу «Завтрак в невесомой кухне» к роману Жюля Верна «Из пушки на Луну», которой дал термин «научно-фантастическая» (Жюль Верн свои романы называл научными, а Герберт Уэллс фантастическими), став таким образом автором нового понятия.

Но Перельман способствовал развитию отечественной космонавтики не только публикациями книг и статей. В 1931-1933 годах он был членом президиума ЛенГИРД - Ленинградской группы изучения реактивного движения. Он работал в отделе, занимавшемся разработкой первой советской противоградовой ракеты. Ну и конечно, параллельно возглавлял отдел пропаганды ЛенГИРД. Тогда он близко познакомился с Сергеем Королёвым, с которым переписывался еще несколько лет после ухода из ЛенГИРД.

Довелось Якову Перельману заниматься и организационной работой. В 1916-1917 годах он работал в петроградском «Особом совещании по топливу», где предложил перевести стрелку часов на час вперёд с целью экономии топлива (это было осуществлено в 1920-х годах). В 1919-1929 гг. редактировал им же и созданный первый советский научно-популярный журнал «В мастерской природы», работал в редколлегии журналов «Наука и техника», «Педагогическая мысль».

А 15 октября 1935 года состоялось открытие любимого «детища» Перельмана - ленинградского Дома занимательных наук. Этот Дом в 1930-е годы стал любимым местом множества ленинградских школьников, которые в познавательной и доступной форме знакомились со многими достижениями науки и техники. Перельман проводил в его стенах большую часть своего времени. К сожалению, основная экспозиция погибла в годы войны.

Война погубила не только экспозицию, но и ее создателя. Перельман отказался эвакуироваться из Ленинграда и по мере сил старался быть полезным: читал лекции воинам-разведчикам Ленинградского фронта и Краснознаменного Балтийского флота, а также партизанам об ориентировании на местности без приборов. И продолжал писать статьи про науку.

Но тяжелые условия жизни в блокадном городе оказались для немолодой четы Перельман непосильным испытанием. 18 января 1942 года на дежурстве в госпитале скончалась от истощения его жена. Анна Давидовна Каминская-Перельман. Через два месяца также скончался от голода и Яков Перельман.

Но его книги продолжали переиздаваться и после его смерти. Переиздания выходят до сих пор. В числе последних – сборник-хрестоматия «Большая книга занимательных наук», составленная из отрывков самых разных работ популяризатора науки.

Так, спустя десятилетия, Перельман остается для многих наших юных сограждан проводником в мир научного мировоззрения, а для современных популяризаторов науки – одним из образцов для сравнения (в плане качества изложения материала). Сегодня многие из этих книг и статей находятся в открытом доступе на интернет-сайтах. И, вполне возможно, они могут помочь сэкономить на репетиторах.

Наталья Тимакова