О том, как создаются «липовые» диссертации и как их можно обнаружить, АндрейРостовцев рассказал на своей лекции в новосибирском Академгородке, состоявшейся 27октября 2014 года в рамках научного кафе «Эврика».
Всё продается и всё покупается, принято считать в современном мире. Только такие наивные люди, как я, еще спорят, можно ли купить за деньги настоящую любовь, дружбу, счастье. Но даже самые наивные уверены — диплом об образовании, необходимые регалии, а также курсовую, дипломную, кандидатскую и даже докторскую в нашей стране купить можно. По оценкам Андрея Ростовцева, одного из создателей общества Диссернет, примерно каждая десятая диссертация в нашей стране липовая. Причем формальные авторы таких диссертаций не просто своих работ не писали, они их зачастую даже не видели.
Идея подобных обществ зародилась в Германии на гребне скандала вокруг диссертации министра обороны. Но Андрей с грустью констатировал, что характер так называемых некорректных заимствований в Германии и России совершенно разный. В Германии воруют по строчке, по небольшому кусочку из целого ряда статей. У нас же воруют целыми главами, а то и книгами со всей орфографией, картинками и таблицами.
Впрочем, очень часто в липовых диссертациях проводят контекстную замену. Например, депутат Госдумы от партии «Единая Россия» Игорь Игошин простой работой в ворде превратил диссертацию о кондитерской промышленности в научную работу по мясной отрасли. А точнее, черный шоколад из изначального текста в его работе превратился в отечественную говядину, белый шоколад — в импортную говядину, шоколад с орехами — в говядину на кости. Вряд ли диссертация такого уровня что-то привнесла в отечественную науку, но в борьбу с липовыми диссертациями она вклад внесла. В диссернетовской среде даже появился такой термин — «заигошить диссертацию».
Еще одна тенденция — передавать диссертации «из рук в руки»: например, диссертация еще одного депутата Госдумы от «Единой России» Владимира Васильева заимствована у его коллеги, депутата Сергея Абельцева. Сделаны обе работы под научным руководством профессора МГУ Рубена Аванесова. Очень быстро выяснилось, что под руководством профессора Аванесова защищено в общей сложности 8 идентичных диссертаций. На сленге Диссернета такие родственные диссертации называют «гнездом». Число диссертаций в обнаруженных гнездах у самых плодовитых научных руководителей достигает 25.
И это при том, что у членов общества Диссернет есть граница видимости — 2000–2001 годы. Более ранние диссертации практически невозможно сравнивать, так как они не оцифрованы.
Несмотря на приведенные примеры, наибольший процент липовых диссертаций обнаружен вовсе не у депутатов, а у ректоров и проректоров российских вузов. Хотя, справедливости ради, надо признать, что и количество проверенных диссертаций у этой группы выше. Среди областей науки по липовым диссертациям лидирует экономика. Второе место делят медицина и юриспруденция. «Но что приятно лично мне, естественные науки в самом хвосте этого списка», — с удовольствием отметил физик-ядерщик Ростовцев.
Еще одна печальная статистика от Диссернета — рейтинг мест, где производится наибольшее количество липовых диссертаций. До недавнего времени лидировала в этом списке Академия государственной службы, следом за ней шла Академия народного хозяйства. Сейчас эти два вуза объединились… Раньше был на третьем, а теперь на втором — МГУ. Но надо отметить, что Московский университет очень неоднороден в этом плане. Значительный вклад в липовые диссертации вносят факультеты госуправления и социологии.
Если говорить о ландшафте псевдонауки в России в целом, то, как отметил Андрей Ростовцев, он тоже очень неоднороден: «Вся Россия, в том числе Новосибирск, залита тонким слоем фальшака. Но над этим тонким слоем возвышаются Монбланы: самый большой в Москве, чуть меньше — в Питере, еще меньше — в Орле. Целая горная цепь на Кавказе, но мы ею не занимаемся».
Еще одно принципиальное отличие российских липовых диссертаций от немецких — последствия. Если посмотреть на сайте сообщества VroniPlag, немецких коллег Диссернета, то у первых же восьми расследованных дел можно увидеть зачеркнутые научные степени. К примеру, того самого министра обороны, с которого всё и началось, научной степени лишили буквально за пару недель. У нас же этот процесс не просто долгий, он еще и маловероятный. Все фигуранты расследований в первую очередь отправляют сомневающихся в ВАК. Беда в том, что многие члены экспертных комиссий ВАК и сами сидят в «гнездах», то есть имеют самое непосредственное отношение к описанному конвейеру. Из каждых ста поданных Диссернетом апелляций 99 отклоняют по формальному поводу: ошибки в оформлении, пропущенные сроки (даже если они не пропущены) и т.д.
Одну из основных причин появления такого огромного количества фальшивых диссертаций Ростовцев видит в, казалось бы, чисто формальной, институциональной проблеме — сломе системы научной аттестации. Другая причина — размытие системы репутаций. А вот главной задачей своего сообщества он называет отнюдь не выявление фальшивых диссертаций. «Наша задача — разбудить остатки экспертного сообщества. И пожалуй, некоторые успехи в этом направлении уже есть. Наглядный тому пример — недавнее письмо министру образования и науки Дмитрию Ливанову и председателю ВАК Владимиру Филиппову от ученых — членов экспертных советов ВАК. Письмо подписало больше 30 человек, и они просят разобраться с тем, что происходит в экспертных советах ВАК», — отмечает Андрей.
Рядовых же сотрудников академий наук Ростовцев призвал не терять присутствия духа, активно участвовать в работах научных общественных организаций, таких как Общество научных работников, Диссернет и т.д. А всем нам, присутствующим, он напомнил, как ничтожно мала вероятность, что за табличкой с фальшивыми регалиями окажется честный человек.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии