Знаменитый физик-теоретик Стивен Хокинг в последние годы настойчиво предупреждает человечество о неизбежном конце света. У человеческой расы, считает он, на Земле нет никакого будущего. В течение ближайшего тысячелетия наша планета якобы запросто может погибнуть от техногенной катастрофы или от масштабного стихийного бедствия. Вдобавок ко всему, источником угрозы, на его взгляд, может выступить ядерная война, искусственный интеллект или генетически выведенный вирус.
Последнее предупреждение, сделанное им осенью 2017 года, содержало уже конкретную дату исчезновения человечества – 2600 год. Планета, предрек ученый, должна превратиться в «пылающий огненный шар». Кроме того, людей могут запросто уничтожить роботы. В общем, куда ни глянь – всюду смерть. Единственный шанс на спасение, полагает ученый, может дать человеку лишь колонизация… других планет. Не больше и не меньше… Здесь, на Земле, нам надеяться будто бы не на что, поэтому пора устремить взор на небо и искать спасения там. Только дорога к далеким звездам дает человеческой цивилизации хоть какой-то лучик надежды. Стивен Хокинг конкретно посоветовал людям улететь на Альфу Центавра. Чтобы не быть голословным, знаменитый ученый (в содружестве с российским бизнесменом) намерен запустить к этой звездной системе крошечные аппараты с мини-роботами.
Космическая тема давно уже вошла в нашу жизнь как нечто само-собой разумеющееся. Мы продвинулись в этом направлении так далеко, что даже не в состоянии представить современную техническую цивилизацию без ракет, искусственных спутников Земли и орбитальных станций. А покорение других планет с определенных пор вообще стало излюбленным сюжетом не только среди писателей-фантастов, но и среди весьма представительных ученых. При этом мы пребываем в уверенности, будто картины далеких галактических перелетов напрямую связаны с реальными успехами в области космических технологий. Якобы ракеты и орбитальные станции убеждают нас в том, что такие перелеты возможны. А раз так, то не за горами тот день, когда мы отважимся выйти в далекий космос.
На самом деле призывы к освоению других планет звучали задолго до того, как появилась первая ракета, способная выйти на земную орбиту. Скорее, всё происходило наоборот – мечты о покорении космоса направляли научную и техническую мысль к соответствующим разработкам. И здесь свое решающее слово сказали русские мыслители.
Задолго до Хокинга – еще до всяких космических полетов – русский ученый-самоучка Константин Циолковский изрекал довольно схожие пророчества о неизбежности покорения космического пространства.
У человечества, по мнению Циолковского, нет иного выбора: оно должен либо совершенствоваться в космическом масштабе, либо погибнуть. Земля, считает он, не единственное пристанище для людей. Необходимо, полагает мыслитель, искать себе обители в других мирах. Жизни на нашей планете, на его взгляд, угрожает целый ряд вполне естественных факторов: изменение состава атмосферы вследствие недостатка кислорода или поглощения углекислого газа; сползание в океан полярных льдов; прорыв на поверхность глубинной энергии; угасание Солнца; падение комет и болидов; удаление Земли от Солнца и даже встречи с новой звездой. В силу указанных причин без активного освоения космического пространства гибель земной цивилизации просто неизбежна, констатирует Циолковский. Человечеству, считает он, ничего другого не остается, как заняться поиском пристанищ на других планетах. Иначе – неминуемая гибель.
Я не думаю, что на Западе принято штудировать труды русских самоучек, однако такая конгениальность в плане «научных пророчеств» не может не изумлять. Причем, в отличие от Хокинга, Циолковский пытался работать еще и с «железом». В России с его именем связывают изобретение ракетного двигателя на жидком топливе. Он же теоретически обосновал дальние космические перелеты, создание искусственных спутников и орбитальных станций.
Фактически, все современные научные рассуждения об освоении космического пространства звучат как вольный пересказ трудов нашего соотечественника. Характерный пример: работы знаменитого американского астронома-астрофизика Карла Сагана, принимавшего активное участие в организации автоматических межпланетных миссий:
«Поверхность Земли, пишет он, – это берег космического океана. Почти все наши знания мы получили, не покидая его. Совсем недавно мы вступили в море, зашли по щиколотку, самое большее – по колено. Вода манит. Океан зовет нас. Какая-то часть нашего существа знает, что мы пришли оттуда. Нас тянет вернуться».
В другом месте он утверждает: «Не исключено, что через столетие или два, когда вся Солнечная система будет исследована, и мы наведем порядок на собственной планете, у нас появится воля, ресурсы и технические знания для полета к звездам. Наблюдая с большого расстояния, мы исследуем всё многообразие других планетных систем – и тех, что очень похожи на нашу собственную, и совершенно иных. Мы будем знать, какие звезды стоит посетить».
Здесь мы видим точное, почти буквальное воспроизведение идей Циолковского! Причем, о случайном совпадении нет и речи: Саган делает ссылки на русского мыслителя и даже местами его цитирует. Для него Циолковский – признанный авторитет, чуть ли не «пророк» (поскольку задолго до космической эры предсказал то, во что многие из нас верят сегодня). Их разделяют как минимум два поколения, тем не менее, далекое будущее человека они рисуют совершенно одинаково. Эпоха больших скоростей не привнесла никаких корректировок: покорение космоса в изображении Сагана выглядит столь же захватывающе и фантастично, как и у его предшественника.
Читаем у Циолковского: «Бесчисленные планеты – земли – есть острова беспредельного эфирного океана. Человек занимает один из них. Но почему он не может пользоваться и другими, а также и могуществом бесчисленных солнц? Когда истощится энергия Солнца, разумное начало оставит его, чтобы направиться к другому светилу, недавно загоревшемуся, еще во цвете силы».
Теперь читаем у Сагана: «В очень отдаленной перспективе Солнце (которому предстоит эволюционировать в красный гигант) станет крупнее и ярче, вода и воздух с Земли начнут утекать в космос, почва обуглится, океаны вскипят и испарятся, горные породы улетучатся, и наша планета в итоге утонет в недрах Солнца». Отсюда вытекает необходимость отправиться к другим планетам: «В долгосрочной перспективе, даже если бы мы не были потомками профессиональных путешественников, если бы тяга к странствиям не была у нас в крови, некоторым людям все равно пришлось бы покинуть Землю – просто чтобы обеспечить выживание для всех остальных».
Те же идеи в последнее время активно пропагандирует Стивен Хокинг. «Если мы хотим выжить как вид, нам необходимо достичь других звезд», - заявил он недавно в одном интервью телекомпании BBC.
Преемственность здесь, похоже, выстраивается совершенно сознательно. Фактически это означает, что головокружительные фантазии русского самоучки совершенно не утратили актуальности вплоть до наших дней, получив хождение в ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ научной среде. Напомню, что Циолковский был последователем религиозного философа Николая Федорова, который пытался наполнить научно-технический прогресс «христианским» (как он полагал) содержанием. Федоров предложил объединить усилия всего человечества для победы над смертью и для обуздания природных стихий. Покорение космоса являлось частью грандиозной программы «Общего дела» и предполагало указанные перелеты к звездам и заселение других планет. Сегодня этот «проект» может вызвать ироничную ухмылку своими откровенно фантастическими картинами (включая оживление умерших предков). Но примечательно то, что спустя столетие западные ученые-астрофизики стали наполнять эти идеи строго «физическим» смыслом. Как ни странно, но русские мечтатели внесли свою лепту в формировании современного мировосприятия. Да, сто лет назад это еще не было так очевидно. Но сегодня становится ясным, что человечество «заразилось» темой завоевания космоса не без нашего активного влияния и примера.
Олег Носков
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии