Биотехния для лесных гигантов

Мы продолжаем цикл отчетов об инновациях в области биотехнии, используемых в заказнике «Кирзинский» для поддержания местной фауны. Напомним, что несколько лет назад были получены хорошие результаты по восстановлению популяции косуль. Не так давно специалисты заказника распространили свои методы и на певчих птиц (о чем также сообщалось). Теперь выясняется, что эти методы идут на пользу и таким крупным копытным, как сибирский лось. Нынешняя суровая зима еще раз наглядно показала высокую результативность выбранной стратегии.

На заповедной Кирзинской территории текущий зимний цикл демонстрирует свои аномальные проявления. В этом году малоснежье сочетается с настоящими сибирскими морозами, которые в формате затяжного антициклона сформировали амплитуду незначительного колебания от -38 до -47 градусов Цельсия.  

Совокупное воздействие неблагоприятных факторов зимовки заставляет диких парнокопытных прилагать дополнительные усилия в поисках кормовых ресурсов. Как известно, низкие температуры воздуха требуют высокой интенсивности обмена веществ, которые трансформируются в энергию, помогая диким животным адекватно реагировать на экстремальные факторы окружающей среды.

В заказнике к таким проявлениям природных катаклизмов давно привыкли и приспособились. Здесь на протяжении одиннадцати лет успешно функционирует интегрированная система биотехнических мероприятий по сохранению в зимний период всех обитателей диких парнокопытных, типичными представителями которых являются лось, сибирская косуля, кабан. Авторская система надежно работает и в многоснежье, когда вертикаль снежного покрова превышает пороговое значение свыше одного метра.

Комплексная биотехническая программа заказника направлена на организацию системы круглосуточного зимнего питания всех видов зимней фауны на специально разработанных кормовых полях, где доминирующей культурой является подсолнечник. Именно для этих целей указанная культура в зимний период оставляется на корню под снежный покров.

Отметим, что разбивка кормовых полей с данной культурой проводилась в районах, определенных биотехническим зонированием, в местах существующих зимних стаций косули, а также с целью зимней концентрации копытных на крупных кормовых территориях площадью от 30 до 50 га. Поля создавались по вектору эллипсообразной конфигурации, образуя стратегический кормовой пояс.

Еще раз напомним, что стратегические кормовые пояса – это метод биотехнического обустройства особо охраняемых природных территорий, обеспечивающий доступность и оптимальное распределение кормового ресурса для диких животных в целях сохранения популяций в критические периоды нивального цикла.     

Этот биотехнический опыт впервые был апробирован на территории заказника «Кирзинский» и дал устойчивые научные результаты.

Выбор подсолнечника был не случаен, поскольку он является энергетически ценной культурой. Его семена содержат белки, жиры, аминокислоты, витамины Д, Е, С, каротин, а также витамины группы В. Культура богата магнием. Баланс энергетического соотношения: белки – 14 %, жиры 79 %, углеводы – 7 %.

Каждый год биотехническая программа заказника приносит приятные и неожиданные сюрпризы. Научно доказано, что шляпки подсолнечника являются главным кормовым ресурсом для популяции сибирской косули. Однако биотехнический мониторинг в текущую зиму выявил уникальный прецедент: поля с подсолнечником превратились в главную кормовую базу для сибирского лося, что, в свою очередь, привело к увеличению концентрации этого вида в центральной части заказника. Процесс стравливания подсолнечника можно наблюдать прямо из окон природоохранного кордона № 1 в Новокрасулино.

Новое биотехническое достижение регулирует внутреннюю миграцию лося, его перемещение с периферийных приграничных территорий заказника в зону кормовой безопасности в район стратегического кормового пояса. Данное обстоятельство действенно и благотворно влияет на поддержание режима особой охраны в заказнике «Кирзинский», и в первую очередь - такого биологически ценного и полезного вида, как сибирский лось.        

По материалам Пресс-службы заповедника «Саяно-Шушенский»

Фото: Владимира Канарева