«Континент Сибирь» продолжает освещать проблематику дальнейшего развития новосибирского Академгородка. Ранее свою позицию по этой теме в интервью изданию высказывал академик РАН, бывший ректор Новосибирского государственного университета (НГУ) Николай Диканский. На этот раз своим мнением поделился советник директора ФИЦ Института цитологии и генетики СО РАН, директор одной из ИТ-компаний Академгородка ЮРИЙ ЗЫБАРЕВ.
Юрий Зыбарев хорошо известен математикам и «айтишникам» Академгородка. Он был одним из тех, кто со своим коллективом (ОблЦНИТ НГУ) еще в 1990-е годы обеспечил Новосибирский научный центр высокоскоростным интернетом, много лет проработал в Институте математики и Институте вычислительной математики и математической геофизики Сибирского отделения РАН. В 2013 году он выступил одним из авторов законопроекта об академгородках. Почему этот проект не стал законом тогда, что можно сделать сейчас, и почему программы «Академгородок 2.0» в её текущем состоянии недостаточно для решения проблем научного центра – в его интервью «Континенту Сибирь».
– Юрий Михайлович, как вы оцениваете ход реализации программы «Академгородок 2.0»?
– Внешне создается впечатление, что Академгородок и вся научно-образовательно-инновационная инфраструктура Новосибирской области живет и развивается в какой-то степени благополучно. Все игроки на этом поле признают роль Академгородка как одного из мировых центров науки, образования, инновационного бизнеса. Его институты подготовили очень проработанные предложения по развитию научных направлений, которые и составили инновационную основу программы «Академгородок 2.0». Но адекватной финансовой поддержки этой программы из центра я не вижу. Исключение — СКИФ, и в некоторой степени, центр генетических технологий. А реализовать программу за счет имеющихся в распоряжении институтов ресурсов нереально.
– Недостаток финансирования – единственная помеха развитию Академгородка как мирового научного и инновационного центра?
– Если бы. На мой взгляд, в программе «Академгородок 2.0» отсутствует принципиально важный раздел, нет адекватных системообразующих организационно-правовых и экономических принципов успешного функционирования Академгородка в современном правовом и экономическом пространстве. Этого раздела в проработанном варианте программы «Академгородок 2.0» просто нет. Поэтому одной из первоочередных и актуальных задач считаю формирование более адекватной модели управления Академгородком/Советским районом как территории опережающего инновационно-технологического развития с учетом всех организационно-правовых российских реалий.
– Можете подробнее раскрыть этот тезис?
— В настоящее время деятельность научных организаций в какой-то степени координируется президиумом СО РАН, подготовка профессиональных кадров – Новосибирским государственным университетом (НГУ), функционирование и развитие территории – администрацией Советского района как представителем властей Новосибирска. Высокотехнологичный бизнес в основном построен на принципах самоорганизации (кластеры, Академпарк и т. д.). Единого центра принятия решений не наблюдается, а без него трудно представить успешное комплексное развитие Академгородка/Советского района. Создаваемые общественные институты работают малоэффективно. Это то, что касается актуальности модели управления.
Уверен, что для полноценного стабильного развития Академгородка (Советского района) нужно, чтобы оно шло не только благодаря федеральным инвестициям в науку, высокотехнологичный бизнес и образование (их объем – это отдельная больная тема), но и за счет собственного бюджета развития территории, формируемого из налогов субъектов этой территории.
Сейчас его нет, есть бюджет города Новосибирска, который тоже лишен значительной части доходов в пользу области и федерального бюджета. Критерии и приоритеты развития большей части Новосибирска и Академгородка далеко не всегда и во всём совпадают. Поэтому городским властям часто не до серьёзных вложений в развития территории Академгородка/Советского района – городское хозяйство большое, и проблем хватает. Разорвать этот круг можно стратегическим решением по изменению юридического статуса Советского района Новосибирска. Необходимо федеральным законом дать ему права муниципального образования, как вариант – это может быть статус «особого района Новосибирска». У нас уже есть такие примеры, когда часть муниципалитета, оставаясь в его границах, имеет особый организационно-правовой и экономический статус, например, «Сириус» в Сочи. Там, кстати, тоже реализуется большой научно-образовательный проект.
– Почему вы говорите о всем Советском районе?
– Во-первых, изменение границ районов муниципального образования создает дополнительные сложности, проще дать особый статус всему району целиком. А во-вторых, речь идет не только о науке и образовании (НГУ), но и о высокотехнологичном бизнесе, который будет значимо наполнять налогами бюджет этой территории. Бизнесу нужны площадки для производств, собственно в Академгородке места для таких площадок мало, зато их хватает в других частях Советского района.
– Несколько лет назад уже предпринималась попытка придать Академгородку особый статус. Вы в ней участвовали. Почему тогда не получилось? И почему, вы думаете, может получиться сейчас?
– Тогда мы подготовили законопроект об академгородках (по аналогии с действующим законом о наукоградах) и передали его в Госдуму. Но на уровне согласования против него сыграло несколько факторов, в том числе то, что он подавался на фоне идущей реформы РАН и, в определенном смысле, противоречил ее идеологии. Кроме того, представители власти фактически открытым текстом сказали нам, что, если бы в законопроекте шла речь не о нескольких десятках академгородков по всей стране, а об одном новосибирском Академгородке, вероятность принятия закона была бы намного выше. Сейчас ситуация значительно поменялась.
С одной стороны, и у ученых, и у власти есть понимание, что федеральный закон 253 не решил должным образом задачу развития научной системы страны. А с другой, мы говорим об особом статусе именно для Новосибирского научного центра, поскольку программа «Академгородок 2.0» касается именно его. Тогда законопроект воспринимали в штыки на всех уровнях власти, но здесь, думаю, ситуация будет несколько иной. Зная нашего губернатора и его отношение к науке, не думаю, что он будет против законопроекта, если тот получит поддержку на федеральном уровне.
С руководством Новосибирска тоже можно найти точки соприкосновения. Мэрия должна прекрасно понимать, что Новосибирский научный центр – это одно из главных конкурентных преимуществ города и его развитие, даже в формате района с особым статусом, на пользу Новосибирску.
– Но мэрию вряд ли обрадует то, что налоги будут оставаться в распоряжении района, а не города.
– Тут тоже есть пространство для договоренностей. Сейчас только инновационные компании Академгородка, по экспертным оценкам, платят более трех миллиардов рублей налоговых сборов ежегодно, но большая их часть уходит в областной и федеральный бюджет. По тем же экспертным оценкам, текущий бюджет Советского района составляет значительно меньше. Так что, если будет принято принципиальное решение, что налоги остаются здесь, для развития этой территории (значение которой для научной системы страны никто не оспаривает), то вполне можно сохранить прежний объем отчислений в городской бюджет, а развиваться за счет остального. И развиваться в разы быстрее, чем происходит сейчас.
– То есть, вопрос особого статуса тоже сводится к финансированию?
– Не только. У нас любят говорить о «треугольнике Лаврентьева», но фактически эта концепция сегодня работает только частично. Благодаря тому, что основу преподавательского корпуса НГУ составляют ученые институтов Академгородка, сохранилась связка «наука – образование», но обе эти вершины «треугольника» не достаточно эффективно взаимодействуют с третьей – «производством». Причины очевидны – Лаврентьев создавал и реализовывал свою концепцию в совсем иной системе, и политической, и экономической. Чтобы она заработала полноценно сегодня, ее надо адаптировать к новым условиям. Механизмы такой адаптации должны быть одной из основных составляющих особого статуса. В частности, как я уже говорил, надо сформировать более адекватную модель управления Академгородка/Советского района как территории опережающего инновационно-технологического развития.
Отдельный стратегический вопрос: создание комфортной среды проживания как важного фактора сохранения кадрового потенциала, закрепления молодежи на территории и привлечение высококвалифицированных специалистов в Академгородок со стороны. Еще раз повторю: мир изменился, профессионалы высокого уровня стали более мобильны, они легко меняют места работы, города, страны. И при выборе места работы все большую роль играет качество жизни, а не только условия трудоустройства. Этот момент обязательно надо учитывать.
А что мы видим в этом отношении в Академгородке? В 2019 году правительством Новосибирской области был проведен конкурс на разработку архитектурных решений для Академгородка 2.0 (участвовало пять коллективов, победитель творческий коллектив «Дальний кордон»). И что?! Каких-то конструктивных комплексных решений по развитию территории Академгородка не последовало! Вместо этого – снова точечная застройка, скандалы с вырубкой скверов и выделением площадок под строительство без должного согласования. Между тем, победивший на конкурсе проект создает иной образ Академгородка, гораздо более привлекательный с точки зрения всех его жителей. Но его выполнение предусматривает в том числе, использование прилегающих земель Барышевского сельсовета. Сейчас это проблематично, но в случае включения этих земель в территорию Советского района, проблема уйдет. Кстати, в случае с Кольцово и проектом СКИФ в 2021 году это получилось.
При наличии у района особого статуса могут оказаться реализуемыми перспективы градостроительной политики Академгородка как территории с комфортной средой проживания. В том числе и на основе проекта «Дальнего кордона» с учетом интересных предложений других участников конкурса, как это и было обещано в его условиях.
Вот и получается, что везде мы приходим к необходимости законодательного утверждения особого статуса и особых организационно-правовых и экономических принципов жизни на этой территории. Это касается любого из направлений развития Академгородка, будь то перезапуск «триады Лаврентьева» в новых условиях или создание на его территории условий, в которых специалисты не уезжали бы, а наоборот, стремились сюда приехать.
– Кто на ваш взгляд мог бы выступить с инициативой такого законопроекта?
– Те, кто в этом прямо заинтересован. Руководство Сибирского отделения Российской Академии наук, НИИ ННЦ и резиденты Академпарка, например. Сейчас на носу выборы в Госдуму, и это может повысить интерес среди ее депутатов к такого рода инициативам.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии