«Бесклеточное» животноводство

Недавно один российский эксперт в области энергетики весьма остроумно заметил: «В то время как в африканских странах пытаются перейти с дров на природный газ, в Европе двинулись в обратном направлении, переходя с газа на дрова». Это конечно, шутка, но в ней есть немалая доля суровой правды наших дней. Так, в Великобритании спрос на дровяные печи вырос настолько, что производители и торговцы банально не поспевают с реализацией заказов. Тем временем немецкие и польские экологи опасаются за судьбу парков и лесных массивов, подвергающихся незаконным вырубкам. А в Латвии глава департамента страховой компании Ergo Илзе Андерсоне призывает страховать дрова от кражи и запирать их под замок, поскольку в последнее время они стали (по ее же словам) «на вес золота».

Мы уже уделили немало внимания ситуации в европейской энергетике, которая является для нас показательным примером реальных последствий недостаточно продуманных стратегий развития, где идеология явно превалирует над экономикой. Но проблема, к сожалению, не исчерпывается энергетикой. На очереди – проблемы в сфере сельхозпроизводства, где европейцы также решились на отчаянные эксперименты, диктуемые всё той же идеологией. Нам уже доводилось обращаться и к этой теме, и вот теперь, похоже, наши опасения начинают оправдываться.

Уже в течение нескольких лет в странах ЕС проводится массированная пропагандистская кампания, направленная против интенсивного животноводства. Ее инициаторами, как правило, выступают защитники прав животных, шокированные и возмущенные жуткими (как они считают) условиями содержания домашнего скота и птицы в тесном закрытом пространстве клеток и загонов. Не в силах смириться с подобными практиками хозяйствования, активисты обратились с призывом раз и навсегда покончить с интенсивным разведением животных как в Европе, так и в остальном мире.

Данная общественная инициатива сопровождалась составлением различных петиций и сбором подписей – с последующим обращением в руководящие структуры Евросоюза. По данным организаций, стоящих за этой кампанией, порядка 300 миллионов животных по всей Европе испытывают-де «страдания» (suffering), находясь в клетках для выращивания. Подобным жестокостям, считают они, не должно быть места в гуманной прогрессивной Европе.

Инициаторам одной такой кампании под кричащим названием «Конец века клетки» (End the Cage Age) удалось собрать порядка 1,4 миллиона подписей от представителей 18 стран-членов ЕС. Этого уже вполне достаточно для того, чтобы гражданская инициатива была рассмотрена официально на предмет проработки соответствующего законопроекта. К гражданским активистам присоединились ученые. Так, в феврале прошлого года на имя главы Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен было направлено письмо от имени 140 ученых, где было высказано пожелание положить конец выращиванию животных в клетках. Как утверждали подписанты, существуют более прогрессивные способы организации сельскохозяйственного производства. То же мнение выразили и представители некоторых продовольственных компаний, направив свое прошение по тому же адресу.

Какова была официальная реакция европейских властей? Уже к середине лета прошлого года Еврокомиссия пошла навстречу активистам, заявив о своих обязательствах поработать над темой запрета клеточного содержания сельскохозяйственных животных. Согласно озвученному графику, в 2023 году ЕК выступит с соответствующим законодательным предложением, а с 2027 года закон уже должен вступить в силу. Официально всё это законотворчество мотивировано заботой о «благополучии животных» (the welfare of animals). Прежде всего, это касается кур-несушек, свиноматок и телят. Однако список должен оказаться достаточно широким, куда могут войти даже кролики, гуси и утки. Если следовать официальным заявлениям, то целью Еврокомиссии является курс на полный отказ от клеточного содержания для всех животноводческих ферм. И в этом смысле Евросоюз может выступить в роли «первопроходца», решившегося на поистине революционный шаг в сельском хозяйстве.

Подчеркиваем, что в данном случае преследуются цели исключительно этического, гуманитарного характера. Экономические последствия подобных решений в расчет не принимаются. В соответствии с новомодными европейскими ценностями, сельскохозяйственное производство должно развиваться не с учетом голой экономической эффективности, а с учетом воплощения более высоких этических требований. Сюда же добавляются и экологические требования, связанные с противодействием глобальному потеплению (напомним, что сельскохозяйственных животных рассматривают как серьезный источник парниковых газов).

Нетрудно догадаться, что в случае планомерной реализации таких инициатив на интенсивном животноводстве можно будет поставить крест. Как реагируют на это люди, напрямую связанные с сельскохозяйственным производством? Ответная реакция с их стороны не заставила себя ждать. Прежде всего, они обращают внимание на сугубо дилетантский, непрофессиональный характер указанных требований, где эмоции явно превалируют над знаниями. По их мнению, такие решения необходимо принимать после серьезных дебатов, однако для этого обе стороны должны обладать хоть какой-то квалификацией для ведения нормального диалога. Сторона, обеспокоенная животными «страданиями», такой квалификацией явно не обладает. И эмоции в этом случае – слишком плохой советчик.

Европейские фермеры, указывают специалисты, и без того вложили немало средств в улучшение содержания животных, создав поистине образцовые хозяйства. В этом смысле они вносят реальный вклад в «благополучие» разводимой живности. Что касается позиции активистов, то они на самом деле сводят всё к простым решениям, подтверждая тем самым свой непрофессиональный подход к проблеме. Выполнение выдвинутых ими требований, какими бы благородными намерениями они ни оправдывались, приведет лишь к удорожанию продуктов для конечных потребителей.

В общем, специалисты высказались по этой теме. Услышат ли их лица, принимающие законы и утверждающие правила? На этот счет есть большие сомнения. Показательным примером в этом плане является Германия, побежавшая, что называется, впереди паровоза.  Здешние руководители  решили оказаться в числе пионеров в деле «этической» перестройки животноводческой отрасли, даже невзирая на цену такого решения. Дело осталось за малым - обосновать в глазах немецких фермеров необходимость внедрения более строгих стандартов, чем даже минимальные (на сегодняшний день) стандарты ЕС.

Как отразились эти инициативы на немецкой животноводческой отрасли? Совсем недавно газета Die Welt сообщила о том, что в ближайшие месяцы Германия столкнется с острой нехваткой мясных продуктов. Представители мясной промышленности Германии предупредили о возникновении сбоев в снабжении мясом, особенно свининой. Многие немецкие свиноводы находятся теперь «в отчаянном положении», что вынуждает их заявлять о наступлении продовольственного кризиса. Причина проблемы называется прямо – навязанные политиками неблагоприятные рамочные условия. Производители полагают, что правительство взяло курс на откровенное уничтожение животноводческой отрасли. В этой связи ссылаются на недавние высказывания министра сельского хозяйства Германии Джема Оздемира, который прямо заявил о том, что животноводство необходимо СОКРАТИТЬ на 50% ради «благополучия животных и защиты климата». Показательно, что министр видит основную проблему животноводства в стесненном клеточном содержании животных (о чем, дескать, необходимо сообщать на упаковках). Что касается потребителей мяса, чьи интересы явно ущемляются, то их он призывает… обратиться к вегетарианству! Не то, чтобы отказаться от мяса вовсе. Нет, просто есть его меньше! Согласимся, очень «мудрая» постановка вопроса от человека, отвечающего за развитие сельского хозяйства.

Здесь мы видим еще одну параллель с ситуацией в энергетике. Как мы знаем, немецкие официальные лица уже объяснили гражданам основы выживания в условиях энергетического кризиса: реже принимать теплый душ, реже включать электричество, снижать температуру в помещениях. Теперь эти полезные рекомендации дополнились призывами реже есть мясо. Как видим, мир действительно меняется.

Почему мы еще раз обратились к этой теме? Причина всё та же: нашей стране необходимо научиться на чужих ошибках, чтобы не пойти по тому же пути.

Константин Шабанов