Арьергардные бои с пандемией

История с COVID-19 становится всё более запутанной. Причем, путаницу вносят сами ученые, ошарашивая общественность какими-то новыми подробностями, которые вызывают еще больше вопросов. Мало того, становится очевидным, что в это дело вмешивается и политика, внося определенные «коррективы» в трактовку источника пандемии. Причем, совершенно нельзя исключать и того, что в скором времени именно политический момент определит окончательную формулировку «истины». Точнее, речь будет идти о разных «истинах» - в зависимости от того, в каком государстве они декларируются.

У нас есть все основания для таких опасений. Напомним, что недавно ученые честно признались в том, что вопрос о происхождении коронавируса, вызвавшего пандемию, за полтора года так и не прояснился окончательно. Подозрение вызывали летучие мыши, хотя не совсем понятно, о каком виде идет речь и где находится их точное местообитание. Помимо этого, не совсем понятен и механизм передачи коронавируса от животного человеку. Ученые заявляют, что для его выявления потребуется не один год.

При этом нас еще раз попытались убедить в том, что источник заразы имеет естественное происхождение. Тем самым снимались подозрения насчет искусственной природы SARS-CoV-2. Данная версия, как мы знаем, циркулировала в ряду других предположений, но была поставлена под сомнение представителями Всемирной организации здравоохранения. С недавних пор она считается маргинальной, и многие из нас прониклись уверенностью, что «серьезный» ученый вряд ли станет ее высказывать, не рискуя испортить себе репутацию.

И, тем не менее, в самом конце марта этого года «грянул гром»:  телеканал CNN выдал интервью с экс-директором американского Центра по контролю и профилактике заболеваний (CDC) Робертом Рэдфилдом, который прямо заявил, что именно лаборатория в Ухане стала источником заразы.  Авторы этого сюжета преподносят его как откровенный разговор «по душам» с ведущими американскими специалистами, которые выступают в роли частных лиц, а потому могут высказываться совершенно откровенно. Зачин разговора прост: как случилось, что зараза нашла себе место на территории США, унеся на тот свет более полумиллиона человек? И ученые, как истинные патриоты своей страны, откровенно выложили все карты, не делая никаких поправок на служебную тайну. Как пафосно сообщалось в сюжете, мы должны извлечь уроки из этой истории, чтобы лучше приготовиться к будущим пандемиям, которые – по единодушному признанию врачей – неизбежны. Дескать, понимание таких вещей дает нам шанс снизить количество смертельных исходов.

Таким образом, авторы сюжета прямо намекают на то, что причиной смерти огромного количества людей стало утаивание важной информации. Врачи, с которыми проводилась беседа, были уверены в том, что подавляющего числа смертей в США можно было избежать. Согласитесь, что такая постановка вопроса серьезно повышает социальный градус проблемы. Тем более что собеседниками являются люди, в чьей компетентности сомневаться не приходится. Тот же Роберт Рэдфилд является профессиональным вирусологом и имеет за плечами длительную карьеру в сфере здравоохранения (главой CDC он был назначен еще при Трампе, в 2018 году). На протяжении десятилетий он был известен в мире как один из лучших исследователей СПИДа. Теперь такие люди как он делятся своими соображениями по поводу новой напасти.

Так, Редфилд с самого начала пандемии не доверял той информации, которая поступала из Китая. Среди американских врачей он был в первом ряду, кто заявлял об этом во весь голос. Он полагает, что нынешняя пандемия началась с локальной вспышки вирусного заболевания еще осенью 2019 года – намного раньше, чем о том сообщалось официально. В течение последующих месяцев она распространилась уже на все провинции Китая. При этом руководство США не было уведомлено о вспышке «странной пневмонии» вплоть до 31 декабря 2019 года. Если бы информация поступила своевременно, то за несколько месяцев или хотя бы за несколько недель вполне можно было бы принять хоть какие-то профилактические меры.

Только с началом 2020 года мир оповестили о первых случаях заболевания, которые изначально якобы были зафиксированы на рынке морепродуктов в Ухани. Эта информация затем легла в основу главной версии относительно очага пандемии.  Однако Редфилд сомневается в ее достоверности. Он сообщает, что в начале января 2020 года созванивался со своим китайским коллегой из центра по контролю заболеваний, и тот будто бы «плакался» ему насчет того, что обнаружил много случаев этого заболевания среди людей, никогда не бывавших на том злосчастном рынке.

Ситуация в самом Китае была достаточно сложной, учитывая, что первоначальный уровень смертельных исходов составлял 5-10 процентов. К сожалению, американским ученым не удалось зафиксировать болезнь «на старте». По-хорошему, необходимо было выделить группу специалистов для отправки в Ухань, чтобы те смогли плотно пообщаться со своими китайскими коллегами. Тогда, указывает Редфилд, удалось бы установить самое важное – ПРОИСХОЖДЕНИЕ этого вируса. Однако этого не произошло. Все просьбы президента Трампа и госсекретаря Азара к китайскому руководству оказались тщетными. Создавалось впечатление, что власти Китая что-то намеренно скрывали.

Редфилд отмечает, что стремление американских ученых установить, где и когда началось это заболевание, связано не с праздным любопытством и не с желанием найти виновных. Это связано с необходимостью остановить такие пандемии в будущем. Господствующая ныне версия насчет передачи вируса от животного человеку (через посредников или непосредственно), по мнению Редфилда, не содержит в себе биологического смысла. Он не верит, что вирус мог передаться человеку от летучей мыши. На это ушло бы больше времени, прежде чем вирус смог бы эффективно воздействовать на людей.  При той вспышке, что мы наблюдаем, речь может идти о вирусе, выращенном в лаборатории, где его уже испытали соответствующим образом на культуре человеческих клеток. Такими вещами как раз занимались в лаборатории в Ухане.

В данном случае речь идет, конечно же, о лабораторной утечке. То есть американцы не обвиняют китайское руководство в том, будто те используют коронавирус как биологическое оружие. Упрек касается преступного замалчивания этой оплошности. Мы понимаем, что данная версия содержит политический подтекст, что вполне может привести к международному конфликту. Напомним, что ВОЗ считает такую версию «маловероятной», но в то же время призывает ученых к тому, чтобы провести более тщательное исследование происхождения COVID-19. То есть «каноническая» версия о передаче заразы от летучей мыши и здесь не является окончательной истиной.

Тем временем китайское руководство упорно отвергает все обвинения в свой адрес со стороны американцев. На попытку Байдена добиться от Китая большей прозрачности при обсуждении данных о начале вспышки, китайский посол в Вашингтоне обвинил американцев в том, будто те начали перекладывать вину на другие страны. Параллельно в самом Китае распространяется теория насчет множественного происхождения коронавируса. Якобы пандемия могла начаться в разных местах планеты, и что к этому могли быть причастны и американские военные лаборатории.

В общем, отсутствие политического консенсуса по данной проблеме в конечном итоге ведет к разноголосице в научной среде. Не удивительно, что этот материал CNN появился после того, как отношения двух великих держав (США и Китая) упали, что называется, до «критического минимума». Возможно, впереди нас ожидают еще более сенсационные «откровения».

Константин Шабанов