Тренажер для эксперта

В последние дни сентября в Новосибирском государственном университете прошло необычное мероприятие - первый международный студенческий фестиваль киберкриминалистики CrimeLab Fest-2024. Девять студенческих команд из разных городов России, а также Харбина (Китай) соревновались в расследовании смоделированных на кибертренажерах ситуаций. Оценивало результаты студентов авторитетное жюри, в состав которого вошли ведущие российские эксперты в сфере криминалистики под председательством Игоря Комарова, профессора Московского государственного университета. Также в состав жюри вошли криминалисты-практики, коллектив которых возглавил полковник юстиции Виталий Брытков, руководитель отдела криминалистического сопровождения следствия по СФО управления криминалистического сопровождения следствия в федеральных округах Главного управления криминалистики (Криминалистического центра) Следственного комитета Российской Федерации.

Подробнее о фестивале, а также новых технологиях в области подготовки будущих криминалистов нам рассказал руководитель проекта CrimeLab, доктор юридических наук, профессор кафедры уголовного права, уголовного процесса и криминалистики НГУ Роман Боровских.

– Скажите, как вообще родилась идея создания таких тренажеров? Это Ваша разработка?

– На самом деле запрос на внедрение в учебный процесс современных продуктов на стыке IT и криминалистики появился уже давно. Виртуальные тренажеры применяются во многих направлениях подготовки специалистов – в космонавтике, медицине и других, но не в юриспруденции. Так родилась идея проекта CrimeLab – сделать специальизированные компютерные программы, на основе которых учить расследованию различных преступлений в форме игры. Мой коллега – Андрей Ваценко возглавил проект, я стал его научным руководителем.

Идея оказалась востребованной. Криминалистика – наука прикладная, она требует оттачивания определённых навыков, что можно делать либо на физическом, натурном полигоне, либо на виртуальном. Но создать натурный полигон не всегда возможно. Например, как вы воспроизведете физически место авиакатастрофы или другого преступного происшествия со сложными условиями.

Год назад мы сделали пилотную версию кибертренажера, заручились поддержкой наших коллег-практиков и ученых, им идея тоже понравилась. Наши тренажеры базируются на идее компьютерной игры, квеста, но при этом в них внедрён весь арсенал криминалистических средств расследования, сбора доказательств, проверки версий и так далее. То есть они позволяют в игровой форме смоделировать ситуацию расследования отдельных видов преступлений. На текущий момент разработано десять таких тренажёров. А фестиваль стал первой площадкой для их апробации.

– Тренажеры моделируют только место преступления?

– Моделирование идет по нескольким направлениям. Прежде всего линейки моделей выстраиваются по расследованию разных видов преступлений: насильственных против личности (убийства, изнасилования и т.п.), имущественных (различные хищения), экономических, должностных и прочее. А внутри каждой такой линейки идет градация в зависимости от определенной ситуации, в которой происходит расследование – место, время, обстановка и т.п. Иначе говоря, вариации идут в зависимости от содержательных аспектов расследования той или иной ситуации. В дальнейшем, мы планируем создать линейки, внутри которых будут моделироваться самые разные криминалистические ситуации.

– Как Вы предполагаете развивать этот проект в дальнейшем?

– Уже после фестиваля мы встречались с Виталием Витальевичем Брытковым. Ему очень понравился наш проект, почему он, кстати, и вошел в состав жюри на фестивале. И он готов подключить своих коллег, экспертов с богатым опытом к разработке возможных вариаций, моделируемых тренажерами. Чтобы эти модели как можно лучше отражали те аспекты, с которыми криминалистам приходится сталкиваться на практике.

Еще мы договорились, если его руководство не будет возражать, до конца октября создать рабочую группу, в которую вошли бы университета как теоретики и сотрудники Следственного комитета как практики. И совместно развивать этот проект.

– А есть интерес со стороны правоохранительных органов к внедрению этой образовательной технологии в процесс подготовки собственных сотрудников, а не только студентов НГУ?

– Такая перспектива, конечно, просматривается. Речь может идти о внедрении тренажеров в учебный процесс разных вузов, включая ведомственные, и профильных классов школ, где готовят будущих абитуриентов юридических учебных заведений. Кроме того, не стоит забывать о программах подготовки в рамках дополнительного образования для действующих сотрудников МВД. Следственного комитета и других ведомств. Там наши тренажеры тоже будут весьма эффективным инструментом.

– Вы, как преподаватель, уже опробовали применение этих тренажеров в обычном образовательном процессе. Что можете сказать?

– Они смотрятся очень классно по ряду позиций. Во-первых, это внешне очень привлекательно, во-вторых, игровой процесс сам по себе делает процесс обучения более интересным и менее утомительным для человека.

Но при этом надо помнить, что тренажер – это не игровой квест, за внешней картинкой должна прятаться научная основа. Чтобы мы положили в основу модели сценарий, существование которого подтверждается практикой, и наука определяла эти ситуации как типичные. А еще надо учитывать дидактику. В последнее время вопросам криминалистической дидактики, то есть, механизмам обучения, уделяется очень серьезное внимание.

Конечно, традиционные методы важны и нужны, с этим никто не спорит, но надо смотреть вперед. И цифровые технологии в этом плане создают не конкуренцию, а дополнительные возможности, которые надо использовать.

– Фестиваль удался?

– Да, конечно. И это не только мое мнение, его высоко оценили члены жюри – заведующий кафедрой криминалистики МГУ, профессор, доктор юридических наук Игорь Михайлович Комаров, директор Института высокотехнологичного права, социальных и гуманитарных наук Московского института электронной техники, профессор, доктор юридических наук Лев Владимирович Бертовский и другие.

– Стоит ждать в следующем году его повторения?

– Он обязательно будет и, надеюсь, получится еще более масштабным. Мы постараемся пригласить большее количество студенческих команд, поскольку этот фестиваль вызвал определенный резонанс и люди уже интересуются, как в нем поучаствовать. И я думаю, что мы обязательно расширим содержательную программу фестиваля.

Сергей Исаев