Первый общий предок человека и кошки — бореоэутерии. Они появились около 100 млн лет назад и обосновались на берегах одного из древнейших континентов — Лавразии. От бореоэутерий в свою очередь отделились скротиферы, или, как их еще называют, пегасозвери — предки хищных, копытных и рукокрылых. На молекулярном уровне все эти животные имеют общее происхождение. Пегасозвери делятся на несколько отрядов, один из них — хищные, к нему относится подотряд кошкообразных.
В настоящее время существует от 37 до 41 вида кошачьих, а в их генеалогическом древе насчитывают 8 линий, выделенных благодаря молекулярно-генетическим исследованиям. Выяснилось, что их первое разделение произошло около 11 млн лет назад, когда в Азии отделилась линия больших рычащих кошек, таких как пантеры, барсы, ягуары, львы, тигры и другие. Особенность этих животных в том, что в гортани у них находится специальная косточка, которая позволяет им издавать рычащие звуки.
Следующая группа, которая появилась в Азии, — мраморный кот и азиатская золотистая кошка. От этой линии отделились и мигрировали в Африку сервал, каракал, оцелот. В это же время остальные кошки широко расселились по Азии, а часть перешла по Берингийскому перешейку в Северную Америку. Затем потомки североамериканских кошек мигрировали назад в Азию, а после — в Африку, где дали начало евроазиатской рыси и африканскому гепарду. Постоянные перемещения животных связаны с падением уровня воды в Мировом океане. По сухопутному мосту животные попадали из Азии в Америку.
«Почему это происходило? Все коты, кроме львов, абсолютно социофобные создания. Они не переносят своих сородичей, но иногда встречаются с ними, чтобы воспроизвести потомство. По этим причинам кошачьи постоянно мигрировали. Матери выгоняли подросших котят, те шли на незанятую территорию и обживались там. Это доказывает, что кошки — идеальные создания, которые могут обитать где угодно. Тигр способен жить и в Амурском крае, и в Индии, снежный барс, близкий родственник льва и тигра, — в альпийской пустыне, рычащая кошка ягуар — в тропическом лесу», — рассказал Павел Бородин.
Основные события макроэволюции семейства кошачьих ученые описали около 20 лет назад. Как показали генетические исследования, на уровне ДНК все домашние кошки практически неотличимы от степного кота — подвида дикого кота, который живет преимущественно на Ближнем Востоке.
Первые древние следы сосуществования человека и кошек нашли на Кипре, они датируются 7—8 тыс. лет до н. э. Эти животные были одомашнены около 10 тысяч лет назад в регионе на Ближнем Востоке под названием Плодородный полумесяц, который считают колыбелью цивилизации. На мусорные кучи вокруг человеческих поселений сбегались грызуны, вслед за ними пришли и кошки. Со временем самые смелые из этих хищников стали всё глубже проникать на территорию человека в поисках пищи. Таким образом, кошка нашла наиболее приемлемую среду обитания рядом с людьми. Первыми и единственными одомашненными котами стали степные, которые вместе с сельским хозяйством распространились за пределы Плодородного полумесяца. Считается, что они не позволяли другим популяциям диких котов присоединяться к их кормовым угодьям — мусорным кучам.
По словам Павла Бородина, какую бы нишу ни занимали кошки, они всегда будут на вершине пищевой цепочки, так как являются плотоядными животными, и в основном их рацион состоит из мяса. Например, стокилограммовый ягуар во время укуса прикладывает силу в 5 кН, что равняется 500 кг силы. Зверь впивается зубами в шею или череп жертвы, и это приводит к моментальной смерти. Страшнее этого хищника может быть черноногая кошка. Ее рост около 40 см. Она проживает в Африке, чаще всего охотится ночью и может пройти до 16 км в поисках пищи. В среднем за одну ночь черноногая кошка лишает жизни 14 мелких животных, таких как суслики, птицы, рептилии. Иногда она нападает на животных, которые больше ее, например на зайцев и детенышей антилоп.
В ходе хромосомной эволюции геномы кошачьих менялись крайне медленно, они гораздо менее пластичны, чем у других групп млекопитающих. Например, от орангутанга до человека прошло 829 перестроек, а от льва или тигра до домашней кошки — всего 69.
«Если рассмотреть филогению кошек, то можно увидеть следы межвидовых скрещиваний. Когда происходил спад численности и некоторые виды шли к вымиранию, на помощь приходило скрещивание особей разных видов с различной наследственностью. Как показал молекулярный анализ, после следовали быстрые периоды интенсивного отбора, интегрированные куски генома подвергались быстрому преобразованию. Как правило, гибридизация приводила к мужской стерильности и фертильности самок, но, несмотря на это, отбор продолжал идти интенсивно», — дополнил Павел Михайлович.
Сейчас происходит вымирание крупных представителей кошачьих. На их исчезновение влияет потеря кормовой базы, фрагментирование ареалов и прочие причины. За последние 100 лет популяция тигров снизилась на 96 %, а львов на 90 %. Домашние же кошки вносят вклад в вымирание остального животного мира. Часто эти идеальные хищники могут охотиться на редкие и исчезающие виды животных, тем самым снижая их популяцию. В США подсчитали, что в год они убивают от 1 до 4 миллиардов птиц и от 6 до 22 миллиардов млекопитающих.
«Пожалуй, коты — это самое замечательное создание эволюции, неважно, какого кота мы возьмем: того, который спит у меня на диване или самого крупного представителя кошачьих — тигра. Это идеальные хищники, совершенно замечательные венцы природы, но лучше их держать дома», — заключил Павел Михайлович.
Варвара Фролкина, студентка отделения журналистики Гуманитарного института НГУ
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии