Как мы уже писали ранее, в прошлом году из-за аномальной жары в самом начале июня сильно пострадали соцветия на плодовых деревьях. В нынешнем году Природа выдала другую крайность: во время цветения (весьма дружного и радующего глаз) резко упала температура, что в итоге привело к возвратным заморозкам. Как минимум три ночи подряд температура воздуха опускалась до нуля градусов и ниже. Для некоторых сортов яблонь это закончилось печально: после холодов соцветия отваливались гроздьями. Из них уцелели лишь немногие. Лучше всего чувствовали себя старые районированные зимостойкие сорта, успевшие отцвести до наступления холодов. В любом случае, картина выглядела весьма не радужной.
Больше всего, наверное, повезло винограду, который в наших краях традиционно держится под укрытием до начала второй декады июня подобно тому, как это делается с помидорами и огурцами. И если вы не «прошляпили» этот момент, то растение без проблем переживет непогоду. Благодаря пластичности виноградной лозы, в весенний период она легко размещается даже под обычными парниковыми дугами, что делает ее куда более надежной в агротехническом смысле, нежели плодовые деревья.
Причем, то же самое укрытие можно использовать не только для защиты от холода, но также от палящих солнечных лучей, а равно и от града, от сильного ливня и от шквалистого ветра. Это, как мы понимаем, касается всех культур, способных вместиться в обычные парниковые конструкции. То есть укрытие само по себе работает не только против холода, но и от прочих неблагоприятных природных факторов. А сибирский подход к агротехнике как раз сводится к применению подобных мер, которыми зачастую пренебрегают садоводы южных регионов страны. В сибирских условиях использование укрытий для целого ряда культур принимается по умолчанию как что-то само собой разумеющееся. По крайней мере, так происходит в отношении того же винограда, что совсем непривычно для южан. Здесь «сибирский подход» выработан как непременное условие.
В то же время в отношении распространенных видов плодовых деревьев и кустарников даже у сибиряков такой подход не выработался. Здесь мы до сих пор продолжаем уповать на милость природы. «Пронесет» или «не пронесет»? Когда подобные аномалии случаются пару раз за декаду, мы еще как-то готовы мириться с потерями из-за капризов погоды. Ну а если такое будет случаться каждый год. Что тогда? Понимаю, что мы гоним от себя такую мысль, однако зарекаться не стоит. Климатические изменения очевидны, а значит, неприятные «сюрпризы» нас будут поджидать очень часто. Способны ли наши нервы выдержать такое? Не ровен час, что после пяти-шести неудачных лет кто-то просто махнет рукой на садоводство и начнет выкорчевывать яблони.
Возникает закономерный вопрос: есть ли возможности выращивать плодовые деревья по «виноградному» принципу, то есть, используя парниковые укрытия? Понятно, что для этого нам придется формировать компактную крону, способную уместиться в небольшой объем парника. Собственно, ничего сверхъестественного здесь нет. В свое время мы посвящали отдельную публикацию карликовым садам, когда благодаря специальной системе обрезки деревьев их высота не превышает человеческий рост. А в некоторых случаях ваш сад вообще будет вам по пояс.
Многие из нас пренебрегают такими методами в силу укоренившихся стереотипов относительно облика «настоящего» сада. Мы всё еще считаем, что деревья в саду должны возвышаться над человеком, а не наоборот. Того же убеждения придерживаются многие агрономы, воспринимая карликовый сад как какую-то забаву. На самом же деле, видя несколько лет подряд осыпающиеся соцветия после экстремальной жары, возвратных заморозков или града, невольно начинаешь искать альтернативные варианты агротехники. Возможно, сама Природа подталкивает нас к переосмыслению наших взглядов на садоводство. Ведь если плодовые деревья сформированы так, что их высота не превышает высоту кустов смородины, то всегда есть возможность их своевременной защиты. И если самые разные экстремальные явления мы станем учитывать, как постоянный негативный фактор, тема карликовых садов уже не будет восприниматься как забава. Здесь уже стоит вопрос о насущной необходимости.
В этой связи сделаем небольшой исторический экскурс в виноградарство, чтобы понять закономерность эволюции современного сада в сторону радикального снижения высоты кроны. Дело в том, что укоренившаяся в Европе система формирования виноградной лозы, когда ее побеги растут почти от земли, а их высота не превышает человеческого роста, является результатом точно такого же изменения подходов к виноградарской агротехнике. По сути, европейцы когда-то создали компактную форму виноградного растения, неведомую в античные времена и кое-где на Востоке по сию пору. Напомним, что в античную эпоху виноград выращивали либо на деревьях (высаживая лозу прямо возле корней), либо на так называемых перголах – специальных конструкциях, когда побеги с плодами находились ВЫШЕ человеческого роста, и для сбора гроздей нужно было тянуться вверх, а то и вообще специально забираться на большую высоту. Иногда – с риском для жизни и здоровья, как это нередко случалось с древнеримскими сборщиками винограда (накануне сбора составлявшими завещание на случай смерти в результате производственной травмы).
Когда на территории нынешней Франции (где-то в районе Бургундии и Шампани) появились первые компактные посадки виноградной лозы, это сильно изумило имперских чиновников, решивших, будто плотные ряды винограда «убьют почву». Им и в голову не приходило, что грозди можно собирать, просто опустившись на корточки – вместо того, чтобы залазить на дерево или перголу. Почему в умеренном климате пришлось переходить на компактную формировку, совершенно понятно – чтобы спасти лозу от зимних морозов путем ее укрытия под слоем снега. То есть изменение природно-климатических условий привело к закономерному изменению подходов к агротехнике. Не та ли история наблюдается сейчас в случае с плодовыми деревьями?
В этой связи упомянем сибирский способ выращивания такого теплолюбивого растения, как персик. Коротко говоря, здесь как раз используется такой прием формирования кроны, когда ее можно спокойно укрыть с помощью парниковых дуг. В зимний период растение спит под слоем снега, а весной его можно без проблем защитить и от низких температур, и от зноя, и от града. Почему бы тем же путем не выращивать яблони? Как мы знаем, в Сибири еще в дореволюционные времена к крупноплодным яблоням применялась так называемая стланцевая форма кроны, позволявшая растению зимовать под снегом.
Однако зимнее укрытие – это лишь часть проблемы. Заморозки, аномальная жара и град одинаково опасны даже для районированных зимостойких сортов (так называемых «полукультурок»). Соответственно, компактная форма актуальная ДЛЯ ВСЕХ плодовых деревьев и кустарников (за исключением тех случаев, когда дерево высаживается главным образом ради эстетики). Иначе говоря, мы включаем в нашу формулу не только экстремальные зимние морозы, а, по возможности, практически все неблагоприятные погодные явления, включая и те, что способны нанести уроны и в разгар лета (аномальная жара, град, ураган). Именно эта сложная формула требует универсального укрытия, под которое мы «подстраиваем» плодовое растение.
На всякий случай освежим в памяти основные рекомендации по обрезке фруктовых деревьев, чтобы те были маленькими. Как указывают американские специалисты, практически любой сорт плодового дерева можно «приручить» к тому, чтобы он всё время оставался компактным. Это в равной степени касается и яблонь, и груш, и слив, и персиков, и абрикосов. После посадки саженец обрезают примерно на высоте колена, оставляя две-три почки, из которых формируются в дальнейшем скелетные ветви. Главной хитростью здесь является летняя обрезка зеленых побегов, осуществляемая до солнцестояния (22 июня). Для семечковых культур побег укорачивается примерно наполовину, для косточковых (особенно абрикоса) еще сильнее. Летняя обрезка, отмечают специалисты, поспособствует замедлению роста к концу сезона, что позволит сохранить компактную форму. Традиционная обрезка, которая у нас обычно делается весной (до распускания почек), не способствует сдерживанию роста. В этот период рекомендуется удалять ненужные ветви, чрезмерно загущающие крону, либо поврежденные морозами. Для сдерживания роста необходимо в нужное время «изымать» некоторую часть питательных веществ, накапливаемых в листьях и способствующих сильному росту. Это как раз обеспечивается зеленой обрезкой в период солнцестояния. При этом полученная травма успевает «зажить» к концу лета, что не мешает растению нормально подготовиться к зиме.
Пока еще не совсем понятно, насколько такие приемы подойдут для сибирских условий, хотя опыта по формированию компактных крон накоплено уже достаточно много для массового применения. Как мы понимаем, дело не ограничивается нашими широтами. Для южан эта тема так же актуальна, как и для сибиряков. Осталось только дождаться того дня, когда радикальное «переформатирование» наших садов будет одобрено академической наукой. Полагаем, что в арсенале у наших ученых куда больше средств для управления ростом плодовых деревьев, чем средств управления погодой. Так что контролировать природу на уровне отдельно взятых зеленых плантаций – занятие куда более реалистичное, чем устанавливать контроль над климатическими процессами, да еще в масштабе планеты.
Олег Носков
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии