Часть первая. Природа наносит «ответный удар»
Мы уже неоднократно обращали внимание на то, как кризисные явления в экономике западных стран вынуждают европейских лидеров подстраиваться под реальность, смягчая некоторые радикальные требования в сфере экологии. В частности, речь шла о том, что энергетический кризис вынудил руководителей некоторых стран-участниц ЕС пересмотреть планы по отказу от угля, который в нынешних условиях определен на роль «резервного топлива». Схожим образом ситуация складывается и в сфере сельского хозяйства, где перед лицом угрозы глобального голода были поставлены под сомнения некоторые принципиально важные экологические требования (например, ускоренный отказ от использования ядохимикатов).
Отметим, что тема продовольственного кризиса всё еще сохраняет свою актуальность, что наглядно подтвердила недавняя встреча представителей «Большой семерки». Как мы знаем, Россию пытаются обвинить в том, будто вторжение на Украину вызвало потрясение мирового агропромышленного сектора. Сегодня западные лидеры проявляют повышенную озабоченность снижением поставок украинского зерна, и теперь этот вопрос находится в центре внимания ответственных лиц. Дело дошло до того, что глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен в начале июня призвала к демонстрации мировой сплоченности для решения вопроса продовольственной безопасности. По ее глубокому убеждению, ответственность за угрозу голода полностью лежит на России и конкретно – на президенте Владимире Путине. Якобы продовольствие стало частью кремлевского «арсенала террора» (part of the Kremlin’s arsenal of terror).
Однако, несмотря на распространенность подобных обвинений в адрес Кремля, совершенно очевидно, что причина продовольственного кризиса коренится не только в политике (здесь ситуация вполне исправима). В стратегической перспективе ситуация с продовольствием будет усугубляться куда более фундаментальными причинами, нежели военные конфликты и тому подобное. Речь буквально идет о конфликте человека с Природой, где уже в ближайшее время мировая цивилизация ощутит серьезные потери. Об этом пишут давно, однако только сейчас – на фоне сокращения поставок украинского зерна – руководители западных стран вынуждены принимать какие-то срочные меры по исправлению ситуации, потому что Европу лихорадит не меньше, чем страны третьего мира.
В этом году сельское хозяйство Европы опять столкнулось с беспрецедентно экстремальными погодными явлениями. Так, большая часть территории Франции за первое полугодие испытало последовательное воздействие противоположных стихий – холода и жары. Ситуация усугубляется тем, что с прошлого сентября и до конца марта этого года отмечался серьезный дефицит осадков, что привело к снижению уровня грунтовых вод. Дальше было еще хуже. В апреле на сельских тружеников обрушились возвратные заморозки. Лето же, со своей стороны, принесло очередные неприятные сюрпризы. В начале июня часть посевов пострадала от града. А дальше установилась сильная жара с засухой.
По предварительным оценкам, озимые посевы могут потерять до 40% урожая, а яровые культуры всходят с большим трудом из-за сухости почвы. В первую очередь это относится к кукурузе, а также к подсолнечнику. На тяжелую ситуацию вынуждено было обратить внимание французское правительство. В конце мая новый премьер-министр Элизабет Борн заявила о принятии исключительных мер. Сюда, в частности, вошло ограничение по использованию воды в особо пострадавших от засухи департаментах (коих насчитывается около тридцати). Также было подтверждено решение о чрезвычайном плане помощи в размере 400 миллионов евро. Кроме этого глава правительства заявила об удвоении бюджета – с 20 до 40 миллионов евро – для тех фермеров, которые намерены вложить средства в оборудование для оптимизации водопотребления. Также планируется выделить дополнительные 100 миллионов евро для поддержки водного хозяйства, чтобы помочь сельским труженикам адаптироваться к новым условиям или создать водохранилища.
Дефицит воды испытывают и сельские труженики Германии. Весна в этом году выдалась необычайно засушливой. Например, март в этом году оказался самым засушливым за все годы наблюдений. В северных и восточных регионах дождя не было в течение нескольких недель подряд. Показательно, что прошлой весной многие сельские районы (особенно в западной части страны) пострадали от сильных штормов и наводнений. Учитывая нарастание экстремальных событий, немецкое федеральное правительство (совместно с региональными руководителями) еще в 2019 году запустило программу адаптации сельского хозяйства к климатическим изменениям.
Не лучше обстоят дела в соседней Австрии, где март также выдался на редкость засушливым. По словам экспертов, засушливая весна стала серьезным потрясением для сельского хозяйства после такой же сухой зимы. В почве практически не осталось влаги, которую могли бы использовать растения. Отмечается, что в прошлом году из-за стихийных бедствий австрийским фермерам был причинен ущерб на уровне 200 миллионов евро (согласно страховым выплатам). Это является самой высокой суммой за период с 1946 года. Между тем метеорологи констатируют, что в последнее время сильные засухи и проливные дожди стали для Австрии более частым явлением. Что касается осадков, то в летнее время, по данным тех же метеорологов, они стали более концентрированными. Не удивительно, что правительство этой страны также запустило (с 2012 года) программу по адаптации сельского хозяйства к меняющимся климатическим условиям.
Особо тревожная ситуация складывается в Италии, где из-за сильной засухи под угрозой оказалось более 30% национального сельскохозяйственного производства! Количество осадков в этом году сократилось вдвое. Зима оказалась довольно теплой, но при этом очень сухой – шестой по счету самой сухой зимой, начиная с 1960 года. Сильнее всего засуха ударила по северным регионам страны. Так, в Пьемонте в феврале осадков оказалось на 90% меньше, чем в среднем по сезону, а в Ломбардии и в Венето – на 53 процента. Также в феврале уровень реки По упал на три метра, что оказалось ниже того уровня, который обычно регистрируется в августе.
Большое беспокойство у фермеров вызывает сейчас снижение урожайности таких культур, как рис, кукуруза, пшеница, подсолнечник и различные кормовые культуры. Также под удар попадают плантации с фруктовыми деревьями и овощные посадки. Возможно, на выращивании риса, требующего много воды, в этих местах придется поставить крест и переключиться на бобовые.
Нехватка воды также преследует и Испанию, которая в этом году уже столкнулась с первой волной аномальной жары и третьим самым засушливым годом за столетнюю историю. Во многих районах столбик термометра в июне поднимался до 45 градусов днем, а по ночам было жарко как в тропиках. Температурные рекорды также были зафиксированы и в мае. Согласно текущим прогнозам, для зерновых культур произойдет снижение урожайности как минимум на 20%. Если погодные условия не улучшатся, падение будет еще сильнее. Пострадают также посевы корнеплодов (свеклы). Не лучше выглядит ситуация и в животноводстве, которое уже сейчас сталкивается с нехваткой воды.
Такие же экстремальные явления поразили сельское хозяйство Греции, где уже объявлен новый пакет государственной поддержки для фермеров. Кроме того, министерство сельского хозяйства этой страны, наученное горьким опытом, теперь ратует за расширение тепличных хозяйств, поскольку в закрытом грунте есть возможность создания оптимальных физических условий выращивания.
Страны Восточной Европы также не избежали климатических потрясений. Так, на Польшу уже не первый год обрушиваются сильные ураганы и наводнения. При этом значительная часть территории страны подвергается опустыниванию. Дело уже дошло до локальных пыльных бурь, а в некоторых городах в летнее время истощаются запасы воды. Все это негативно сказывается на посевах зерновых, что приводит к удорожанию хлеба.
Страдает от нехватки воды и Словакия. В этом году фермеры сообщают об экстремальных засухах сразу в нескольких регионах этой страны. Если в ближайшие недели количество осадков не увеличится, под угрозой окажутся урожаи пшеницы, кукурузы и рапса. Параллельно садоводы подсчитывают урон, причиненный весенними заморозками.
Хорватия столкнулась в этом году с форменным коварством погоды, кода в Загорье 2 июня град размером с орех за считанные минуты нанес невосполнимый ущерб посевам и виноградникам. В течение последующих двух недель в этом регионе еще несколько раз фиксировалось выпадение града, сопровождавшееся сильным ветром. Причем отдельные градины были величиной с мяч для гольфа. Подобные явления, несмотря на их кратковременное протекание, оказываются весьма разрушительными, и в отдельных местах способны привести к стопроцентному уничтожению текущего урожая. Их «волновой» характер, когда они по нескольку раз накатывают на одно и то же место, ранее метеорологами не регистрировался.
В восточной части Хорватии (в самой житнице страны) коварство погоды выразилось в том, что после продолжительной весенней засухи 10 июня за один день выпало осадков больше, чем за всю весну.
В сносных условиях находится разве что Болгария, где производство зерновых выстраивалось как устойчивая отрасль сельского хозяйства. Правда, местных фермеров волнует другая проблема – нелегальные поставки более дешевого зерна из Украины, что может сбить цену на местную продукцию. Но это уже - вопрос политический.
Пока что, отмечают производители и эксперты, ситуация в сельхозпроизводстве Европы не выглядит смертельной, и угрозы голода на сегодняшний день еще нет. Однако пугает сама тенденция – как политиков, так и фермеров. Если климатические изменения будут и дальше приводить к повышению частоты экстремальных погодных явлений, продовольственного дефицита избежать не удастся. Приходится, так или иначе, выстраивать принципиально новую политику в сфере производства продуктов питания – уже с учетом названных тенденций. Однако, как показывают последние события, выработка правильной стратегии для преодоления продовольственного кризиса представляет для европейских руководителей такую же непростую головоломку, как и в случае с реакцией на энергетический кризис.
Константин Шабанов
Окончание следует
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии