Полевой сезон этого года начинается для археологов с довольно интересных находок. Так, недалеко от Красноярска, на правом берегу Енисея было найдено средневековое металлическое зеркало, украшенное изображениями сфинксов. Подробнее об этой находке рассказывает ведущий научный сотрудник Института археологии и этнографии СО РАН доктор исторических наук Андрей Павлович Бородовский.
– Насколько я помню, сфинксы – это из мифологии древнего Египта, откуда они взялись на средневековом зеркале, найденном в Сибири?
– Да, сфинкс считается культурным «брендом» древнего Египта. Но это не значит, что он никем нигде больше не использовался. В эпоху античности этот фантастический образ был широко известен на территории Греции, Малой Азии, затем проник в Иран. В XII-XIII вв. на территории этой страны, а также в Средней Азии, находящихся на Великом шелковом пути изображение сфинкса появляется на бронзовых зеркалах. Форма этих предметов заимствована из Китая, а вот декор имеет явно местное происхождение. Поскольку античный сфинкс, попадая на Ближний Восток превращается в эпоху средневековья в изображение «ал-бораков» – священных животных мусульманского рая с человеческими лицами. Кроме зеркал, изображение сфинкса - «ал-борака» встречается в металлической утвари (образцы хранятся в Самаркандском музее), в Термезском дворце и резьбе в Иране. В Хорезме изображение восточного сфинкса украшают портал караван-сарая Белеули (XIII-XIV веков) и встречаются в нумизматических материалах.
Вообще, в Хорезме сфинксы стали одним из традиционных образов в искусстве XIII-XIV вв. По мнению специалистов, проникновению ряда иранских изделий и некоторых сюжетов на территорию Средней Азии (Хорезм) способствовал ряд исторических фактов. Прежде всего это было обусловлено вхождением Хорезма, Золотой Орды и Ирана в единое монгольское государство. В состав этой грандиозной по своим территориальным размерам кочевой империи входили и некоторые территории Южной Сибири. Именно на этих обширных пространствах по торговым путям стали распространяться бронзовые зеркала с изображениями парных сфинксов - «ал-бораков». Значительная часть таких предметов оказалась в Волжской Булгарии, а вот на территорию юга Западной Сибири попало всего лишь несколько экземпляров таких изделий. Ранее находили такое зеркало в Минусинской котловине. Теперь нашли второе, недалеко от Красноярска.
– Можете описать находку подробнее?
– Само зеркало – округлой формы, орнаментальное поле занято помещенными в геральдической позе двумя фантастическими существами с туловищем животного, человеческим лицом, крыльями и длинным хвостом. По внешнему краю бронзового зеркала расположен ободок с надписью в виде арабской вязи. Перевод этого текста гласит: «Слава и долговечность, счастье и величие, сановитость и хвала, благоденствие и честь, власть и богатство и могущество владетелю сего (зеркала) во веки». Существует и другая трактовка этой надписи: «Слава и долголетие, счастье и величие, добро и уважение, карьера и хвала, власть и богатство, многовековое могущественное правило (мастеру)». В целом два варианта перевода этой надписи можно трактовать как заклинание, обеспечивающие своему владельцу удачу и процветание. Если учесть, что сам образ сфинкса - «ал-борака» относится к пантеону существ мусульманского рая, то само зеркало, находящееся далеко за пределами от места своего производства, приобретает своеобразный «мессианский» смысл.
– Это нормальная практика для того времени?
– Такой подход ранее применяли китайцы: они стремились распространять свои аналогичные предметы на северные «варварские» земли для исполнения «культурно-пропагандистских» и охранительных функций. Видимо и мусульмане действовали схожим образом.
– А в плане реконструкции истории Сибири в средние века — это зеркало как-то полезно?
– Дело в том, что на территории Сибири мы находим самые разные зеркала – китайские, иранские и так далее. Это помогает нам очертить круг культурных связей и их интенсивность на протяжении всего исторического периода. И если китайских зеркал в Сибири найдено достаточно много, то иранские встречаются в единичных случаях. Зато западнее, на территории Волжской Булгарии иранские зеркала встречаются куда чаще. И по количеству находок можно судить, каким был главный вектор культурных связей в средние века для сибирских земель. Но с этим зеркалом история еще интереснее. Да оно иранского происхождения, на нем надписи сделанные арабской вязью, поскольку Иран к тому времени уже стал мусульманским. Но произведено оно в эпоху, когда Иран стал частью монгольской империи.
– Южная Сибирь тоже была частью этой империи?
– Мне приходилось слышать такое мнение. Но оно не подтверждается археологически. Мы находим очень мало следов присутствия монгольской культуры на этой территории. Немного оружия (например, монгольский шлем, найденный в районе Сузуна еще в XIX веке), единичные захоронения и так далее. Так что нельзя считать, что Южная Сибирь была одной из частей империи, построенной Чингис-ханом и его наследниками. Скорее это была периферия, основной интерес монголов был сосредоточен на более южных территориях. И когда говорят, что здесь проходил Чингис-хан, это, конечно, смешно. В наших местах его никогда не было.
Сергей Исаев
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии