История села Соленое


История села Соленое как отражение истории Сибири и всей страны
08 февраля 2021

Новосибирский государственный университет выпустил довольно необычное учебное пособие – «Соляной Поворот на Среднем Иртыше (станция, редут село станица на Иртышской оборонительной линии XVIII-XIX вв.)», авторы А.П. Бородовский и П.В. Чибышев. В книге ход русского освоения Среднего Прииртышья показан через историю одного населенного пункта, села Соляное (Черлакского района Омской области). Подробнее об этой работе и о значении научного подхода к краеведению – в интервью с одним из авторов, ведущим научным сотрудником Института археологии и этнографии СО РАН, д.и.н. Андреем Павловичем Бородовским.

– Скажите, чем Вас заинтересовало именно это село?

– Впервые мне предложили обследовать археологический памятник на территории села более тридцати лет назад. Приглашал меня мой ученик, тогда – студент Омского педагогического института, Павел Чибышев, который впоследствии и стал соавтором этой книги. Но тогда мне казалось, что такие позднеисторические объекты не очень интересны для археолога. Но многолетняя работа на исследовании Умревинского острога изменила мою точку зрения. И вот в прошлом году наконец дошли руки до Соляного Поворота, который почти триста лет назад был сначала маяком, потом – редутом, затем – станицей и так далее. И удалось выяснить, что относительно других пунктов Иртышской оборонительной линии, он великолепно сохранился.

– Благодаря чему это получилось?

– Благодаря его расположению, со временем местоположение села сместилось южнее, и территория памятника не перекрывалась ни поздней застройкой, ни кладбищем, как это было в случае с Умревинским острогом.

К сожалению, на местах расположения других форпостов Иртышской оборонительной линии 18-19 столетий, ситуация оказалась гораздо хуже, они либо полностью «накрыты» современными населенными пунктами, либо частично смыты Иртышом –«землероем». А здесь – отличная площадка как для изучения, так и для последующего преобразования в музей.

– Как бы Вы сформулировали главную задачу вышедшего пособия?

– Научные работы, посвященные истории малых городов, сел и тем более небольших деревень, появляются довольно редко. По сути, это огромный пласт нашей истории, который еще требует изучения. В противном случае, краеведческие музеи, библиотеки, другие учреждения, обращающиеся к местной истории, часто оперируют неполными и неверными данными. Взять тоже село Соленое. Общепринятым стало считать датой его основания 1720 год, эта информация содержится в Интернете, публикациях местной прессы, сочинениях школьников. Не менее «мифологична» дата 1680 г., указанная на официальном сайте администрации села Соляного. Хотя в действительности ни та, ни другая дата, не имеет под собой достаточных доказательств. В своей работе мы определили наиболее точную дату возникновения села и аргументированно опровергнуть уже существующие версии. Но не менее важно было описать историю и общую динамику существования изучаемого поселения.

Археологический материал, который находится у людей буквально под ногами, он не менее интересен и значим, чем, к примеру, культурный слой города Москвы – Чего больше в такого рода исследованиях – археологии, истории, этнографии?

– Это комплексная работа, причем, мы старались ориентировать ее на широкую краеведческую среду. Иначе говоря, она написана на языке, понятном не только специалистам – археологам, историкам, но и обычным людям, интересующимся историей своей малой родины. Наше пособие можно использовать в школьном образовании. Мы хотели показать, что тот археологический материал, который находится у людей буквально под ногами, он не менее интересен и значим, чем, к примеру, культурный слой города Москвы. Может быть, масштабы отличаются, но суть этих объектов совершенно идентична.

– А как Вы оцениваете состояние краеведения в современной Сибири?

– Краеведение живо, более того, мы периодически видим попытки структурирования, организации краеведческого движения в масштабах нашего региона. Но, как и все живые процессы, оно развивается неравномерно. Краеведение сегодня – удел энтузиастов. С одной стороны, это обеспечивает его существование и даже – развитие. А с другой, в силу того, что эти энтузиасты люди довольно разные, среди них хватает и экзальтированных людей с очень экстравагантными, но ничем не подкрепленными теориями. Таких людей меньшинство, но в силу своей натуры, они более заметны, и это не очень хорошо сказывается на репутации краеведения в целом. Кроме того, популяризация таких опусов просто засоряет информационную среду и искажает реальную историческую картину прошлого. А самое главное, эти никак не снимает главной проблемы, о которой я уже сказал: есть огромный пласт материалов по истории небольших населенных пунктов, который требует исследований. Другое дело, что такие исследования должны быть объективными, лишенными ангажированности, опирающимися на реальные факты.  

– Какие археологические находки на территории села Соленое показались Вам наиболее интересными?

– Археологи не ищут находки, они – исследуют прошлое, поэтому обычно я не выделяю какие-то отдельные артефакты. Меня поразило другое.

Когда-то давно я впервые прочитал «Тихий Дон» Шолохова, мне казалось, что там идет речь о весьма далеких от Сибири местах. Где мы, а где земли донского казачества. Но, когда я оказался на Иртыше, то понял, что это как раз вот та казачья среда, сибирского казачества, которая сохранилась и на уровне археологии, и на уровне истории, и на уровне этнографии. И по большому счету, артефакты XVIII и XIX веков – это такой же полноценный археологический материал, как результаты раскопок курганов скифского времени на Алтае и Верхней Оби, которыми я занимаюсь уже более 30 лет.

– Вы планируете продолжать работы на территории села в будущем?

– Да, конечно, мы планируем продолжать работу, причем, на всем фрагменте Иртышской оборонительной линии, который остался на территории Российской Федерации (большая ее часть расположена в Казахстане и, к сожалению, сейчас для нас является заграничной территорией со всеми вытекающими сложностями для организации археологических экспедиций). А редут Соляное, скорее всего, будет базовым объектом для проведения дальнейших исследований. Но, благодаря своей сохранности, он больше интересен не столько в плане перекопать всю его территорию, а как потенциальная музейная площадка. Мы уже сделали первый шаг, в прошлом году стараниями Павла Чибышева, была изготовлена сигнальная пушка. В этом году мы планируем изучить сохранившиеся оборонительные рвы и может быть, локализовать место дозорной башни или вышки, которая упоминается в ряде письменных источников. И не просто локализовать, но в дальнейшем – восстановить ее, в рамках того самого предполагаемого музейного комплекса. Поскольку, как вы сами понимаете, научные труды, и даже фотоальбомы, прочитает ограниченное число людей. А познакомиться с музейной реконструкцией редута «глазами и ногами» сможет значительно большее число наших сограждан. И изучение родной истории здесь, на месте событий, будет куда более действенным, чем просто чтение каких-то книг. А поскольку любой тематический туризм в мировой практике требует своей культурно-исторической подготовки, создания определенной среды, мы и нашу книгу рассматриваем как часть этого процесса. Опираясь на это пособие можно вести работу с самой разной аудиторией, школьниками, студентами, взрослыми любителями истории. И в таком формате краеведение приобретает совершенно иной статус, это уже не просто причудливые истории городского сумасшедшего, а широкое движение, которое в России существует давно и служит основой отношения к родной земле не просто как к ресурсной базе, а как к Отечеству, с которым мы тесно связаны своими корнями и повседневной жизнью.

Сергей Исаев

Исследовательская часть работы выполнена А. П. Бородовским в рамках реализации исследовательского проекта РФФИ № 20-09-42058/20 «Основные особенности развития оборонного зодчества в Сибири в эпоху Петра I».