Соляной промысел в Западной Сибири


Новое исследование экономической истории Сибири
25 января 2022

Для нас соль – обыденный продукт, присутствующий на нашем столе, без которого мы не представляем приготовления еды. Но раньше соль ценилась гораздо выше, она была одной из единиц обмена, дорогим товаром, а солеварение – доходным промыслом. Истории солеварения в Западной Сибири посвящена новая научная работа ведущего научного сотрудника Института археологии и этнографии СО РАН, д.и.н. Андрея Павловича Бородовского – «Соляной промысел юга Западной Сибири». Подробнее об исследовании – в интервью с автором.

– Андрей Павлович, получается, что соль в Западную Сибирь не привозили, а добывали на месте?

– Степные территории юга Западной Сибири всегда характеризовались активной и разнообразной хозяйственной деятельностью. Одним из таких промыслов была добыча и транспортировка «самосадочной» соли с озер Барабинской лесостепи и Кулундинской степи. Следует заметить, что вокруг р. Иртыша судя по письменным документам XVII «таких соляных во многих местех самосадных озер много, безчисленно». При освоении территории русскими Западной Сибири в XVI-XVIII вв. соль наряду с пушниной являлась важным ресурсным фактором для Московского царства, а в последствии и Российской империи.

– На протяжении веков этот промысел претерпевал какие-то изменения?

– Первые походы за самосадочной солью на юг Западной Сибири стали планироваться еще в конце XVI столетия. В начале XVII столетия экспедиции за солью из одного из первых сибирских городов - Тары становятся более или менее регулярными. Такая деятельность привела к тому, что с середины 20-х гг. XVII в. юг Западной Сибири стал полностью обеспечивать себя солью за счет собственных ресурсов. Основным источником самосадочной соли являлось Ямышевское озеро. Соледобыча на этом месторождении являлась не только ресурсным промыслом, но и фактором определяющие международные отношения Российского государства.

В начале XVIII столетия в отношении соляного промысла на Ямышевском озере наметилось несколько противоречивых тенденций. Во-первых, по указу Петра I от 9 сентября 1701 г. предполагалось «для пополнения денежной казны» значительно увеличить соледобычу. Во-вторых, в 1705 г. в России была учреждена государственная монополия на продажу соли, что привело к ее удорожанию. В-третьих, в 1707 г. из Москвы в Тобольск была прислана царская грамота, согласно которой «к Ямышу озеру по соль дощаниками ходить не велено».

Cоль была важным ресурсным фактором, что не могло не найти отражение в исторической топонимике юга Западной Сибири В 1716 г. началось формирование Иртышской укрепленной линии. Продвижение обустроенной Сибирской границы далеко на юг в первые два десятилетия XVIII в. привело к тому, что Ямышеское озеро, как основной источник соли на юге Западной Сибири, оказалось в пределах Российского государства.

– В вашем исследовании речь идет не о каком-то конкретном событии или отдельном археологическом объекте, а, по сути, об экономической истории. Как это связано с археологией, которая является Вашей основной специальностью?

– Повторю, соль была важным ресурсным фактором, что не могло не найти отражение в исторической топонимике юга Западной Сибири. Схожий эффект наблюдается и в других регионах, связанных с добычей соли, причем, не только в нашей стране. Например, в Западной Европе это достаточно наглядно представлено в названиях многих австрийских, голландских, итальянских, немецких, русских, швейцарских и других городов и населенных пунктов, где была добыча, очистка и продажа соли.

Этот факт нашел свое непосредственное отражение в семантической структуре многих топонимов: разноязычная и разноструктурная «соль» была составной частью их значения; к топонимам, в которых читаются «соляные» следы, можно отнести значительное количество названий населенных пунктов.

В рамках исследования исторической составляющей соляной топонимики еще в середине прошлого столетия сложился определенный алгоритм. Первым этапом таких работ являлся сбор и обобщение данных письменных источников, топоономанистичеких данных, а также картографирование местностей, где в прошлом осуществлялась деятельность, связанная с соляным промыслом. Следующий этап исследований заключается в локализация конкретных местностей, на территории которых связана либо с соляным делом или транспортировкой соли по письменным источникам и геологическим данным. Третьим заключительным этапом исследования соляного дела является проведение целенаправленных археологических исследований для выявления артефактов, связанных с соляным промыслом или использованием соли.

– То есть, без археологии не обойтись?

– Да, но, чтобы эти раскопки велись не напрасно, чтобы отнести территорию к перспективным в плане поиска артефактов, предварительно необходимо зафиксировать на ней целый ряд признаков. Среди них: наличие письменных исторических источников о соледобыче или ее транспортировке; геологические данные о соляных месторождениях и их типе; присутствие археологического материала, связанного с соляным делом. Исходя из этих признаков, необходимо отметить, что целый ряд территорий юга Западной Сибири крайне перспективен для проведения таких комплексных исследований истории соляного дела в этом регионе.

– К настоящему времени есть конкретные планы таких исследований, или может – даже опыт проведенных раскопок, или пока это работа «на перспективу»?

– Одной из наиболее перспективных территорий является Иртышская оборонительная линия в степном Прииртышье, активно вовлеченная в соляной промысел Западной Сибири на протяжении всего 18 столетия. Именно здесь до сих пор сохранились исторические топонимы связанные с транспортировкой соли. Среди них – редут Соляной Поворот и современное с. Соляное Черлакского района Омской области. Так же работы по «соляной археологии» актуальны для Барабинской лесостепи, куда от Иртыша поворачивали караваны за солью по свидетельству академика П.С. Палласа. Не исключено, что еще с глубокой древности множество «случайных» находок импортных металлических изделий, попадали на эту территорию именно в обмен на соль. Поскольку, для всей Евразии давно подмечена одна устойчивая закономерность – бронзолитейное дело всегда самым активным образом связано с обменом и транспортировкой соли.

Сергей Исаев