Апгрейд для Научного центра-2

Часть 1. Почему Энергопарк остается недостижимой мечтой?

Помните знаменитый новозаветный афоризм: «Не вливают вина молодого в мехи ветхие»? Похоже, руководство НСО решило проигнорировать древнюю мудрость, предельно сосредоточившись на «молодом вине» и оставив открытым вопрос о «ветхих мехах». Откровенно говоря, у программы «Академгородок 2.0» произошел довольно странный зачин. Грандиозный план по эпохальному преображению Научного центра должен был почему-то стартовать с так называемого «флагманского» проекта. Я говорю сейчас о мега-установке синхротронного излучения, о которой в течение двух лет в наших краях не говорил только ленивый. Естественно, инициаторы проекта рассчитывали на то (мне это доподлинно известно), что их чудо-техника будет расположена на территории Академгородка или хотя бы в непосредственной близости от его нынешних границ.

Но судьба (точнее, администрация) распорядилась иначе, выделив место под мега-установку на территории наукограда Кольцово. На фоне пафосных заявлений о развитии наследия академика Лаврентьева эта история выглядит даже немного курьезно. Напомню, что наукоград Кольцово, расположенный на территории сельского района, довольно слабо вписывается в славную историю знаменитого Научного центра, и на уровне общественного сознания никогда с ним не ассоциировался. Зная, насколько трепетно относятся старожилы Академгородка к своим местным традициям, такой переезд в «чужой» район наверняка был воспринят ими как не очень добрый знак. В самом деле, если мега-установка является «флагманом» развития территории, то программу куда логичнее было бы назвать «Наукоград 2.0».  Не так ли?

Как мы понимаем, злая воля администрации тут не причем. Просто так получилось в силу ОБЪЕКТИВНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ. Этими объективными обстоятельствами как раз и стали «мехи ветхие» сети, которым в Академгородке почему-то не уделяют должного внимания. Грандиозная мега-установка, задуманная специалистами ИЯФ СО РАН, весьма «прожорлива» по части потребления электрической энергии. Конечно, столь масштабная задумка не стала бы помехой для эпохальных преобразований, если бы территория Академгородка не испытывала дефицита в электричестве.

Для моего уха звучит немного странно, что «центр инновационных технологий» (как написано на въезде в Академгородок) имеет ограничения для своего роста из-за неудовлетворительного состояния электросетей, но реальное положение вещей на сегодняшний день именно таково. В 2014 году дефицит по электроэнергии оценивался на уровне 40 МВт. Но даже четыре года спустя, когда нам огласили программу великого преображения ННЦ, положение с электричеством было не лучше. Как мне тогда откровенно признался один из замов (уже бывший) губернатора, количество заявок на подключение таково, что даже в случае запуска новой подстанции их невозможно будет удовлетворить. Иными словами, Научному центру уже тогда необходимо было заполучить для своего развития как минимум две подстанции, и это – без учета всяких мега-установок.

И вот как раз в таких условиях, когда администрация прекрасно осознает указанные ограничения, нам объявляют о старте стратегической программы, где Академгородку обещано чуть ли не трехкратное увеличение населения – с пропорциональным ростом социальной инфраструктуры и всех необходимых гражданских и научных объектов! Как в условиях такого бурного роста будут выполняться заявки на подключение к сетям, лично я не совсем понимаю. Конечно, власть рассказывает и о новых инфраструктурных проектах. То есть обращает внимание на то, что в курсе всех проблем и намерена их решать. Я бы охотно доверился таким заявлениям, если бы не упомянутое выше соломоново решение отправить «флагман» развития на территорию другого района, где ситуация с электрическими мощностями не столь критическая, как в Академгородке.

По-хорошему, начать реализацию программы «Академгородок 2.0» можно было бы как раз с кардинального решения вопроса по электричеству. Я говорю сейчас не о технических подходах (о них чуть позже). Я говорю о ПРИОРИТЕТАХ. Если Научному центру для развития крайне необходимы новые подстанции, то именно эта задача и должна находиться в центре внимания. По крайней мере, на первых этапах. Власть, вообще-то, несет полную ответственность за развитие жизненно важной инфраструктуры. Но руководители региона выбрали для себя более простой путь.

Не хочу никого огорчать, но история с мега-установкой на самом деле содержит недобрый знак. По большому счету она красноречиво отражает ОБЩИЙ ПОДХОД руководителей к решению сложных задач, связанных с вопросами градостроительства и освоения территорий. Вы только вдумайтесь: если даже традиционное расширение и обновление сетевой инфраструктуры, не содержащее в себе ничего инновационного (голимый прошлый век!), натыкается у нас на какие-то непонятные препятствия, то что уж говорить о нетрадиционных для нашего времени (то есть инновационных) подходах к решению проблемы энергообеспечения данной территории? Хотите вы или нет, но при таких подходах рекламируемый сейчас на все лады «Академгородок будущего» получит систему энергоснабжения, соответствующую всё тем же временам академика Лаврентьева. И похоже на то, что авторы стратегической программы не испытывают по этому поводу особых переживаний. Идут, так сказать, проторенным путем. Я не собираюсь оспаривать их выбор, но скажите на милость: а при чем здесь инновационное развитие?

Да, мне известно, что инициаторы «флагманского» проекта рассматривали альтернативные варианты подключения своей мега-установки. С этой целью они даже посетили мини-ТЭС на улице Одоевского, чтобы понять физические возможности и экономику данного технического решения. Но эта экскурсия породила еще один курьез. Дело в том, что сотрудники электростанции и их уважаемые гости из Академгородка, не договорились заранее о терминах, из-за чего вышло досадное недопонимание. Путаница случилась из-за термина «энергоблок».

Современные энергетики этим словом привычно обозначают небольшие электростанции, где размещен «блок» газо-поршневых машин, производящих электроэнергию. На означенной электростанции таких машин было пять штук. Со своей стороны, академические посетители «энергоблоком» называли саму машину, соединенную с генератором. На вопрос: «Сколько стоит такой энергоблок?», они получили ответ: «Полмиллиарда рублей». Как мы понимаем, им назвали стоимость ВСЕЙ электростанции. Однако уважаемые академики помножили это число на пять, и получили сумасшедшую сумму, которая их неприятно впечатлила.  «Слишком дорого», - заключили они.

История, конечно, анекдотичная, но не трагичная. Думаю, что ученые уже разобрались и с терминами, и с цифрами. Но все же этот «анекдот» весьма красноречиво отражает неприглядность самой ситуации с «флагманским» проектом. По крайней мере, озвученное недоразумение говорит о том, что принципиально важные инфраструктурные вопросы пытаются здесь решать наскоком, без серьезной предварительной профессиональной проработки. Выражаясь по-народному, телегу запрягают впереди лошади. Нам уже вовсю рисуют фантастические картины великого завтра, тогда как на рабочей площадке, что называется, еще и конь не валялся. При таком легкомысленном отношении к этим вопросам тему с электричеством попытаются, скорее всего, закрыть традиционно, то есть без всяких инновационных подходов и решений. Вот так у нас - по старинке - строят теперь «прогрессивное» будущее. И данное обстоятельство почему-то мало кого смущает, как будто другого пути нам не дано.

На самом же деле другой путь есть, и он как раз инновационный. В стране растет интерес к малой энергетике, растет и спрос на соответствующее оборудование со стороны не только девелоперов, но также и промышленников. Например, Уральская горно-металлургическая компания и Челябинский трубопрокатный завод недавно как раз подключились к мощностям от объектов малой энергетики, поскольку тарифная политика со стороны монополиста ведет в наше время к неоправданным расходам. Крупные тепличные комбинаты сейчас сразу строят для себя небольшие газовые электростанции. Наконец, более близкий для нас пример: в свое время клиника Мешалкина для развития территории обзавелась собственным энергоблоком мощностью 10 МВт.

Короче говоря, если уж идти в ногу со временем, то вполне резонно переключаться на малые объекты генерации, ибо сегодня это – хорошо просматриваемый тренд. Самое интересное, что еще в 2015 году для развития Советского района был предложен проект локальной электросети, объединяющей несколько малых энергетических объектов: энергоблок клиники Мешалкина, упомянутую мини-ТЭС на Одоевского и еще пару газовых муниципальных котельных, переведенных (по замыслу) в режим когенерации. Проект, кстати, просчитывался с участием специалистов из Академгородка. Курировалась эта работа Комитетом по энергетики мэрии Новосибирска. Главная идея заключалась в том, что таким путем, считали авторы проекта, можно было преодолеть упомянутый выше дефицит по электричеству.

Разумеется, дело это было новое, инновационное. Но оно предвещало объединение светлых умов нашего города для решения столь нестандартной задачи. Примерно в те же годы в Новосибирске была создана Ассоциация «Малая энергетика Сибири», куда вошло несколько представителей от Академгородка, включая и ученых. Кстати, члены этой Ассоциации вплотную занимаются разработкой современных систем мини-грид для малой энергетики. В этом году такая система уже проходит последний этап тестовых испытаний. Иными словами, наши специалисты вполне могли бы предложить для Академгородка действительно инновационное решение в плане коренной модернизации системы энергоснабжения. Вот вам и знаковый прецедент, способный привлечь внимание всей страны к нашему Научному центру. 

Но у нас пошли другим путем, на всю катушку запустив презентации «флагманских» мега-проектов. Чего там какая-то малая энергетика, если нам для пиара надо непременно что-то большое – такое большее, чтобы дух захватывало!

И дух действительно захватывает, а спустя несколько лет этот дух будет захватывать Академгородок всё больше и больше. Я говорю сейчас о тлетворном духе, исходящем от соседних мусорных полигонов. Проблема утилизации бытовых отходов нависает над Научным центром как дамоклов меч. Решать ее нужно незамедлительно. Но в текущей повестке, увы, ее отодвинула на задний план захватывающая тема фантастических мега-установок.

Константин Шабанов