Профилактика катастроф

Шокирующие наводнения на Дальнем Востоке опять показали, насколько беззащитен человек перед природной стихией. Самое печальное, что география таких наводнений расширяется из года в год. Россия – страна крупных рек, и какой город, какой регион подвергнется удару водной стихии в следующем году, сказать очень сложно. Зато можно быть уверенными, что теперь наводнения будут угрожать нам часто.

Из чего мы делаем столь неутешительный вывод? Все дело в том, что подобные катастрофы напрямую связаны с процессами глобального изменения климата. К такому выводу пришли специалисты лаборатории геологии кайнозоя, палеоклиматологии и минеральных индикаторов климата Института геологии и минералогии СО РАН. По словам Владимира Зыкина, заведующего лабораторией, глобальное потепление, сопровождаясь ежегодным подъемом уровня мирового океана (по данным спутниковых измерений в среднем на 3 мм в год) неизбежно приведет к подъему уровня больших рек. К сожалению, этот процесс нелинейный и трудно поддается прогнозам. Но основание речных отложений последнего межледниковья в долине Иртыша  в районе г. Омска расположено на 4-5 м выше современной межени реки и хорошо согласуется с уровнем океана в это время. «Недоучет функционирования климатической системы, – говорит ученый, – как раз и приводит к таким событиям, как во время весеннего паводка на Волге или наводнения на Амуре, приведшим к огромному ущербу. Климат, как выяснилось, очень изменчив, особенно сейчас. И любая структура также изменчива, даже тот же водный поток. Эти вещи необходимо знать и учитывать при формировании инфраструктуры».

Понятно, что природной стихией человек управлять не может. Однако, считает Владимир Зыкин, мы в состоянии себя в какой-то мере обезопасить, просто-напросто отказавшись от размещения инфраструктуры и строительства объектов длительного использования в рискованных зонах. Очень характерный пример – Фукусима. Иначе говоря, надо знать, где строить можно, а где – нельзя. Профессиональному геологу такие вещи совершенно понятны. Поэтому ученые в состоянии дать соответствующие рекомендации, которые должны учитываться при разработке документов территориального планирования.

К сожалению, к специалистам-климатологам прислушиваются очень слабо, а то и вовсе игнорируют их утверждения. Признаки глобального потепления стали  фиксировать только с 1970-х, но до сих пор эта тема всячески дискутируется и иногда оспаривается. Нередко можно услышать, будто глобальное потепление – это вообще миф. И такие заявления делаются, несмотря на активное таяние вечной мерзлоты в северных широтах (как у нас в Якутии, так и на Аляске), несмотря на подъем мирового океана и сокращение площади арктических льдов, деградации горных ледников и ледниковых щитов Гренландии и Западной Антарктиды. Скептиков, похоже, совсем не впечатляет, какие проблемы из-за таяния мерзлоты возникают в городах той же Якутии, где приходится принимать экстренные меры по предотвращению разрушений зданий и берегов водохранилищ. Мы уже не говорим о фактах разрушения трубопроводов и дорог, фиксируемых ежегодно.

Понятно, что планы освоения северных территорий разрабатывались без всякого учета климатических изменений. Сегодня, наконец, над этим стали задумываться. Однако вдумчивого отношения к проблеме все равно не выработано, поскольку многие по инерции считают, что эти процессы носят случайный характер, и в скором времени все опять «устаканится». С точки зрения новосибирских специалистов по изменению климата, данная тенденция имеет объективные причины и будет растянута на долгие годы. Так что, хотим мы того или нет, учитывать климатические изменения все равно придется. Сама жизнь заставит. Главное, чтобы избежать жертв. К климатическим изменениям, так или иначе, придется приспосабливаться.

Это относится не только к северным территориям. Как мы сказали, катастрофические наводнения – также результат глобального потепления, и это нужно учитывать при строительстве. Можно, в качестве иллюстрации, напомнить наводнения в Европе летом 2002 года. Наводнение было вызвано невиданными проливными дождями. И уже тогда было замечено, что наиболее пострадавшими районами стали как раз те территории, что были расположены в поймах рек и на месте осушенных болот. Ведь когда эти участки активно застраивались, никому не приходило в голову, что однажды хляби небесные разверзнутся с небывалой силой. А ведь климатологи уверены в том, что подобные напасти могут повторяться с заметной периодичностью. Так стоит ли впредь столь легкомысленно подходить к застройке?

То же самое относится и к недавним наводнениям на территории нашей страны. В несчастном городе Крымске удару стихи подверглись участки, как раз расположенные в низине, в пойменной зоне, где когда-то находились огороды. Но потом, с началом строительного бума, граждане стали в массовом порядке возводить там индивидуальные дома. И местные руководители, надо полагать, давали разрешения на строительство, нисколько не думая о последствиях. Аналогичная картина сложилась и на Дальнем Востоке, где первыми жертвами наводнения стали граждане, построившие дома в пойменной зоне.

Казалось бы,  этот печальный опыт должен нас чему-то научить. Тем не менее, легкомыслию в таких вопросах нет предела. Жители Новосибирска и Новосибирской области почему-то до сих пор пребывают в уверенности, будто наш регион подобен несокрушимой гранитной скале, о которую разобьются все природные стихии. Но это далеко не так. Река Обь в плане возможности катастрофических наводнений нисколько не лучше Волги или Амура. Обь напрямую связана с океаном, и приустьевые места неизбежно начинают подниматься вслед за подъемом океана (а подъем океана, как мы сказали, идет по нарастающей вследствие глобального потепления). Так что угроза подтопления пойменных зон вероятна в наше время как никогда. Специалисты-климатологи об это предупреждают, но, как мы понимаем, все еще остаются гласом вопиющего в пустыне.

«У нас, – констатирует Владимир Зыкин, – в пойме Оби до сих пор продолжается капитальное строительство, а также на первой террасе. Причем возводят высотные здания, сплошной линией. Строить там нельзя, потому что у нас в любой момент может случиться такой же паводок, как на Дальнем Востоке!».  И проблема не только в возможном наводнении, но и в безопасности самого строительства и эксплуатации объектов. Инженерные геологи, замечает ученый, делают свои расчеты, исходя из текущего состояния грунтов. И поэтому строители полагают, будто существующих расчетов достаточно, чтобы гарантировать безопасность конструкций. Однако при проектировании зданий совершенно не учитываются климатические изменения, способные в ближайшей перспективе сильно изменить физические параметры грунтов и оснований.

Конечно, в погоне за прибылью многие компании могут запросто закрыть глаза на эти факторы.  Однако такие вещи должны дойти до понимания наших чиновников, выдающих разрешения на строительство и отвечающих за территориальное планирование. Ученые в состоянии дать правильные и своевременные рекомендации, способные предотвратить катастрофу.  Главное, чтобы они были услышаны.

Фото сайта http://www.drosel.ru/uploads/posts/2010-02/thumbs/1267260023_1267116m.jpg

Олег Носков