Ученые обратились к государству за финансированием международных академических обменов, рассказал глава РАН Александр Сергеев на встрече с президентом России Владимиром Путиным. В планах Академии наук создание при поддержке государства центров, которые будут принимать зарубежные рабочие группы, функционирующие по принципу мозговых штурмов. Идея привлечения зарубежных «мозгов» не нова, и в научном сообществе отторжения не вызывает. Вместе с тем, на практике часто встречается имитация международного научного обмена, говорят ученые. Какие подводные камни встречаются в академической дипломатии и как отличить пиар-акции от подлинного научного сотрудничества?
«Фактически академический обмен с 2013 года приостановлен, и очень важные программы, по которым велось сотрудничество со многими странами, сейчас просто заморожены», - посетовал Александр Сергеев на встрече с главой государства.
Именно на возобновление и развитие научного взаимодействия с зарубежными коллегами и направлен, по его словам, проект Академии наук по созданию центров межакадемического обмена. Как подчеркнул президент РАН, организовывать такой обмен планируется по-новому.
«Мы хотим в стране открыть несколько центров, которые будут принимать рабочие группы, работающие по принципу мозговых штурмов. Есть сейчас достаточно новая форма в науке, когда собираются на одну-две недели самые сильные люди из всех стран. Это не конгрессы, а именно 20–30 человек высочайших профессионалов. Они анализируют тренды и результат, намечают пути. Те страны, которые очень активно участвуют в организации подобной деятельности, привлечении на свои территории таких мозговых штурмов, автоматически оказываются в центре внимания науки в соответствующей области», - пояснил Александр Сергеев.
На встрече с президентом возможные темы мозговых штурмов перечислены не были. Эксперты полагают, что такими темами могут стать проблемы перехода к ресурсосберегающей энергетике, создания новых способов транспортировки и хранения энергии, развитие цифровых производственных технологий и роботизированных систем, в частности роботизация медицины и другие приоритетные направления научно-технологического развития страны.
При этом сама практика международного академического партнерства не является чем-то новым для российских научных и образовательных учреждений, отмечают ученые. Ректор Петербургского экономического университета Игорь Максимцев, говорит, что его вуз регулярно сотрудничает с иностранными профессорами. В течение года приглашаются порядка 120 ученых со всего мира в качестве приглашенных преподавателей.
«Финляндия, Германия, Франция, Италия, Швеция, Китай и Япония – основной блок стран, с которыми ведется сотрудничество. В среднем программы рассчитаны на две недели, но бывают и интенсивные лекции, занимающие от одного до трех дней. В этом случае человек может выступать целый день – до семи часов. Его знания настолько интересны нам, что мы его приглашаем и оплачиваем необходимые расходы», - отмечает Максимцев.
Кроме того, существуют программы двойного диплома с зарубежными партнерами, в рамках которых студенты на протяжении двух лет слушают лекции приглашенных профессоров, говорит Игорь Максимцев.
Вместе с тем, случается, что вузы и научные учреждения приглашают зарубежные «мозги» с целями далекими от развития науки. Так, тех же иностранных профессоров привлекают, чтобы попасть в международный рейтинг вузов или повысить престижность заведения.
«Это происходит повсеместно: пиар на пустом месте делается за счет тех или иных великих людей, которые приезжают в вуз практически случайно, по приглашению. Иногда достаточно, чтобы человек находился в университете буквально полчаса. За это время делаются необходимые фотографии, пишутся новости и разносятся по миру. Но это можно сделать максимум раз или два. А дальше придет студент и спросит: вы в своих рекламных проспектах показывали, что у вас нобелевские лауреаты лекции читают, когда я его могу услышать?», - поясняет Игорь Максимцев.
Когда наука получает на дипломатию средства от государства, подход к выбору приглашенных профессоров зачастую не такой строгий, как в случае, если тратятся внебюджетные средства, замечает ректор Государственного университета аэрокосмического приборостроения Анатолий Оводенко. А то бывает, что приглашение зарубежного ученого никак не сказывается на развитии научного процесса, и научное общение оборачивается пустой говорильней.
«Если вуз зарабатывает своим горбом, они такой ерунды себе позволить не могут – приглашают только тогда, когда это действительно нужно и знания уникальны», - уверен Анатолий Оводенко.
В технических вузах, занимающихся прикладной наукой, результат тех или иных научных исследований должен переноситься на производства. Как раз с этим у многих зарубежных ученых дела обстоят неважно, считают их российские коллеги.
«Качество кадров во многих мировых инженерных университетах – в Германии, Великобритании, Норвегии, Америки – крайне низкое. Преподаватели оторваны от производственных задач, и фактически сильны только одним – цитируемостью своих публикаций. И самое печальное, что инженерные научные проблемы, которые раскрываются в этих статьях, никакого отношения не имеют к реальным подтверждениям этих результатов в лабораториях. Идет, так называемый, теоретический диалог. Иногда он воспринимается производственниками как практическая реальность, они пытаются ее внедрить и понимают, что там нечего внедрять. Деградация научных исследований – это общая проблема в мире по инженерным исследованиям», - считает ректор Санкт-Петербургского горного университета Владимир Литвиненко.
Он подчеркивает, что для российской науки ценен потенциал зарубежных ученых. В то же время интеграция в международное академическое пространство не должна скатываться к поверхностным и малосодержательным рассуждениям о «путях развития науки», за которыми зачастую стоит лишь желание получить солидную финансовую господдержку.
«Российским вузам необходимо приглашать профессоров, обладающих уникальными знаниями и способными консолидировать вокруг себя специалистов, работающих в данной конкретной области. Результатом должно стать создание постоянно действующих групп учёных и новых современных лабораторий. Только такая концепция обеспечит научные прорывы в стратегически важных для России отраслях. И принесёт реальную пользу отечественной экономике, народному хозяйству. Создаст условия для трансферта инноваций в конкретные производства. Это стратегическая цель, которая позволит вузовской науке превратиться в реальную опору государства», - уверен Владимир Литвиненко.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии