Еще с детства мы воображали далекое будущее в самых оптимистичных тонах, связывая его с преображением нашей планеты, с освоением космоса. Но времена меняются, меняются настроения, и в головах людей появляются другие картины, достойные полотен Босха…
Когда я посмотрел научно-популярный фильм «Дикий мир будущего», снятый по мотивам одноименной книги Дугала Диксона и Джона Адамса, у меня возникло впечатление, что это какой-то забавный памфлет, своеобразно высмеивающий теорию эволюции. Как будто креационисты решили пошутить, показав, в какие дебри вас могут увести фантазии на тему естественного отбора. В фильме, правда, маячили представители академической науки, однако лично я и этот момент принял за шутку.
Каково же было мое изумление, когда я убедился, что всё здесь обсуждалось на полном серьезе. То есть ученые без всяких шуток рисовали продолжение эволюционного развития, выставляя такие прогнозы научно выверенными и обоснованными. Напомню, что палеонтолог Дугал Диксон еще в 1980-е прославился своими футуристическими опусами, где он описал существ, вполне подходящих для романов Толкиена или Льюиса. Правда, названные писатели-фантасты вдохновлялись древней мифологией, сказками и преданиями. В отличие от них, Диксон вещал от имени науки, придумав своих фантастических существ в точном соответствии, как он полагал, с теорией Дарвина.
Труды Диксона относят к так называемой паранауке. В каком-то смысле это есть концентрированный массив эволюционистского «креатива» эпохи постмодерна.
Понятно, что сторонники строго академических подходов встретят такие вольные интерпретации в штыки. В изображении Диксона эволюция уподобилась магической силе, способной не только превратить рептилию в птицу, но и породить русалок, василисков, фурий, мантикор, гоблинов и эльфов. Существа, представленные на страницах его книг, вполне могут уместиться в этом ряду.
Тем не менее, в предисловии к книге «Дикий мир будущего» специально подчеркивается, что все выдуманные существа стали результатом четких расчетов, что над обликом представленных животных и растений потрудилась целая когорта профессиональных биологов и других специалистов. В общем, никакой произвольной выдумки, всё точно по науке! Важно, что, проецируя эволюцию в далекое будущее, авторы неизменно апеллируют к далекому прошлому, полному, на их взгляд, «удивительных моделей». Якобы эти древние примеры, где живые существа самыми разными способами приспосабливались к жизни в разных средах, дают нам все основания что-то подобное предвидеть и в будущем.
Действительно, если рыба в давние времена зачем-то вышла из воды, породив целый легион сухопутных позвоночных, то почему-бы не вообразить, что однажды на сушу выйдут, например, гигантские кальмары и осьминоги? Если когда-то рептилии превратились в птиц, то почему бы рыбам не стать летунами? Если в далеком прошлом вымирали целые отряды живых существ, то кто отменит подобное вымирание в далеком будущем? Тем более что ледниковые периоды также никто не отменял, а значит, всё это может повториться опять. Наконец, если когда-то материки непонятно отчего разделились, то почему бы им не соединиться заново?
На основании таких умозаключений выстраивается картина будущих эпох, где человечество погибает из-за наступления очередного глобального похолодания, а количество сухопутных и морских видов резко сокращается и эволюционно преобразуется в соответствии с новыми условиями. И поскольку эволюция никогда не стоит на месте, то природа со временем заполняет создавшиеся бреши, заселив сушу головоногими моллюсками и наполнив воздух… крылатыми рыбами (!).
Красноречивым моментом является то, что далекое будущее почти ничего не имеет от настоящего, зато поразительно напоминает картины древней мифологии или воображаемые инопланетные миры. Куда ни кинешь взгляд – кругом отвратительные монстры и смешные уродцы.
По замерзшим просторам Северной Европы скитаются «шаграты» - покрытые густой шерстью четвероногие ростом с овцу. У этих существ, пишут наши фантазеры, «нет рогов, а вместо копыт – широкие когтистые лапы». Почему эволюция не дала шанса овцебыкам, не понятно. В семействе куньих появился «снегозверь» с длинными саблевидными клыками. Авторы представляют его как «саблезубую росомаху». Что случилось с обычной росомахой, ответа нет. Олуши «утратили способность летать и полностью перешли на водный образ жизни» - стали похожи на тюленей с длинными клювами.
Но это только начало. Чем дальше в будущее – тем причудливее становятся творения эволюции: «бубукари», «каракиллеры», «спиногромы», «смертоносы», «болотусы», «таратоны»… Такое впечатление, что ожили средневековые бестиарии. Затем появляется «большой синий ветрокрыл» - птица с четырьмя (!) крыльями. Но и на этом фантазия ученых не останавливается. На смену птицам приходят «океанские флиши» - летающие рыбы, обладающие выдвижной зубастой челюстью и дышащие… воздухом. «Типичный флиш, произошедший от рыб семейства тресковых, размером не превышает чайку человеческой эпохи. Его грудные плавники превратились в крылья. Мускулистое основание плавника, расположенное там, где когда-то находились жабры, поддерживает широкое крыло аэродинамического профиля, которым флиш машет с частотой до восьми раз в секунду», - вещают авторы книги. Наконец, на сцену выходит восьминогий лесной «мегакальмар» размером со слона. «Проходя через лес, - читаем мы, - мегакальмар громкими трубными криками заявляет о своих правах на территорию. Его рев далеко слышен сквозь непрекращающийся шелест дождя».
В «Диком мире будущего» для человека не оставлено места. Как было сказано, человеческая эпоха завершается с наступлением очередного глобального похолодания. Тем не менее, Диксон предложил дополнительный сценарий, показав, как дальнейшая эволюция скажется на людских отпрысках. Свои мысли он изложил для журнала «Omni» в 1982 году (см. русский перевод). Читаем: «Клубневидное, оплетенное красными венами существо с толстыми когтистыми перепончатыми лапами взбирается на дерево высотой 100 футов и ожидает рассвета». Знакомьтесь – это наши отдаленные потомки. По мнению Диксона, так они должны выглядеть через 50 миллионов лет эволюции. Уродства, конечно же, будут возрастать постепенно. Причем, главная причина коренится в современной цивилизации, где благодаря развитой медицинской науке из поколения в поколение накапливается дурная генетика. Со временем, считает Диксон, накопившийся генетический «груз» превратит человека в жалкий пучок увядающих органов, хотя мозг при этом будет достаточно развитым и крупным, что поможет человеку продолжить свое существование.
Позже он посвятил этой теме книгу «Человек после человека: антропология будущего». Здесь уже встает вопрос о генной инженерии. То есть сам человек начинает выступать как фактор отбора, создавая новых существ, пригодных для проживания в различных средах, в том числе – в космосе, в вакууме. На самой Земле в результате длительной хозяйственной деятельности творится сущий ад, и лишь немногие избранники попали в число тех, о ком заботится наука и дает им возможность приспособиться к новым условиям, например, к водному, равнинному или лесному образу жизни. Диксон полагает, что если применить генную инженерию для изменения человека соответственно среде его обитания, то можно будет догнать «тысячи лет эволюционных изменения», которые были потеряны. Так появятся существа, не нуждающиеся в технической цивилизации. Собственно, та же эволюция, только направленная разумом человека. И весьма показательно, что и в этом случае «на выходе» мы получаем еще одну когорту монстров и уродцев, как-будто взятых из какого-нибудь фэнтези.
Заметим, что учение об эволюции возникло в классическую эпоху, на волне так называемого рационалистического оптимизма. По меркам тех времен развитие связывалось с совершенствованием, а совершенствование предполагало уменьшение уродств. Надо полагать, что во времена Дарвина паранаучные прогнозы в стиле Диксона оказались бы просто невостребованными. Появление такой футурологии в наше время, надо полагать, свидетельствует о глубоких сдвигах в общественном сознании.
Олег Носков
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии