Ежегодно компания L'Oreal проводит достаточно престижный научный конкурс на соискание стипендий, присуждаемых женщинам-ученым, кандидатам и докторам наук, в возрасте до 35 лет. По правилам соревнования участницы конкурса должны работать в российских институтах и вузах и специализироваться на таких дисциплинах, как химия, физика, медицина или биология. Критерии выбора: научные успехи кандидаток, практическая польза проводимых ими исследований и желание продолжить научную карьеру в России. Конкурс проходит в России с 2007 года и практически каждый год среди его победительниц есть молодые ученые из новосибирского Академгородка. Не стал исключением и 2017-й: стипендию «Для женщин в науке» от L'Oreal, в числе прочих получат Екатерина Грайфер (Институт неорганической химии имени А.В. Николаева СО РАН) и Лидия Кибис (Институт катализа имени Г.К. Борескова СО РАН). Торжественная церемония вручения стипендии пройдет в конце года в Москве, а сегодня мы предлагаем вашему вниманию небольшое интервью с одной из победительниц, научным сотрудником ИК СО РАН и преподавателем НГУ, к.х.н. Лидией Кибис.
– Скажите, Вы рассчитывали выиграть конкурс в этом году?
– Скажу так – я надеялась. Я подаю заявку на участие в этом конкурсе уже не в первый раз. И хотелось верить, что однажды мне повезет. Но, честно говоря, думала, что это произойдет не в этом году, может, позже.
– В последние годы политика власти по отношению к науке в нашей стране часто вызывает критику со стороны ученых. Но все равно, молодежь идет в науку. Вы – яркий тому пример. Что повлияло на Ваш выбор?
– Для меня главный мотив заключается в том, что мне очень нравится моя работа. Мне было интересно заниматься наукой, когда я заканчивала университет и делала первые шаги в этом направлении. И мне интересно сейчас.
Причем, интересно работать именно здесь, в Институте катализа. В нашей работе огромный простор для творчества, в каком-то смысле мы исследователи-детективы: пытаемся разобраться, что происходит внутри сложных химических реакций. Это все очень необычно, загадочно и интересно.
– Опишите в двух словах – за какую научную работу Вас наградили стипендией?
– Я вместе с коллегами провожу фундаментальные исследования гетерогенных катализаторов для процессов окисления. Иначе говоря, пытаемся понять, как они работают, и что необходимо сделать для того, чтобы повысить их стабильность.
– А прикладное значение у этой работы есть?
– В дальнейшем это понимание позволит создавать новые виды катализаторов, которые будут работать более эффективно. Такие катализаторы применяют для очистки выхлопных газов автомобилей, воздуха в помещениях. Да и во многих других сферах. Но та стадия, на которой находимся мы сейчас, – это, все же, чистой воды фундаментальная наука. Просто не надо забывать, что именно решение такого рода научных задач - необходимая база для всех дальнейших прикладных разработок. Мы свои результаты опубликуем в открытой печати. И будем рады, если затем их используют уже разработчики конкретных катализаторов.
– А что для Вас лично будет достойным результатом Вашей работы?
– Мне очень приятно, когда я вижу, что работы, в которых я выступаю соавтором, цитируются другими учеными, заслуженными и уважаемыми экспертами в этой области. Это для меня – лучшая награда и оценка. Собственно, высокий уровень цитирования статей на эту тему и стал, как я понимаю, для комитета по премии главным критерием для включения меня в число победителей.
– Кого бы Вы отметили в числе своих учителей, есть среди них люди, которые оказали наиболее сильное влияние на Вашу карьеру ученого-химика?
– У меня была очень сильная учитель химии в школе - Наталия Михайловна Овощникова. Она направила меня на путь науки, благодаря ей я приехала из Омска в Новосибирск, смогла поступить в НГУ. И кстати, я не единственная – целый ряд ее учеников пошел по тому же пути, и сейчас они тоже ученые-химики.
Это – определенный показатель мастерства учителя, я считаю. Ну и конечно, меня многому научили мои коллеги по Институту катализа, наша группа во главе с Андреем Ивановичем Борониным. Мне очень повезло, что я сюда попала, будучи еще студенткой. И мое становление как исследователя, ученого проходило при их неизменной поддержке.
– Насколько мне известно, Вы сейчас сами преподаете в НГУ. Вам хотелось бы, что бы спустя годы кто-то из Ваших учеников также стал победителем престижного научного конкурса?
– Успехи учеников – это, естественно, повод для гордости учителя. Но, учитывая, что я работаю со студентами-медиками, которые намерены стать практикующими врачами, то, скорее, можно желать, чтобы они стали хорошими специалистами, спасали жизни своих пациентов. Но если кому-то из них еще и премию вручат, я буду очень рада. Особенно, если буду знать, что на работу в науке их вдохновили, в том числе, и мои занятия. Но и хорошие врачи, которые будут потом нас с вами лечить, это тоже очень важно.
– Вы уже решили, как распорядитесь своей премией?
– (Cмеется) Я решила, что сначала ее получу, а уже потом буду думать, что с ней дальше делать.
Наталья Тимакова
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии