Существует ли аналогия между процессом доместикации животных и человеческой эволюцией? Как мы уже сообщали ранее, специалисты Института цитологии и генетики СО РАН, участвующие в эксперименте по одомашниванию серебристо-черных лисиц, норок и крыс-пасюков, установили, что доместикация животных связана с изменением нейромедиаторов мозга. Животные утрачивают агрессивность в отношении человека, порой проявляя откровенно выраженное дружелюбие. Главным регулятором агрессивного поведения, согласно полученным данным, является «гормон счастья» - серотонин. И что особенно важно: ученые констатируют, что этот механизм регуляции распространяется практически на всех млекопитающих, в том числе и на человека.
Не удивительно, что тема человеческой эволюции была затронута на Международной конференции, посвященной столетнему юбилею академика Дмитрия Беляева, чьи исследования пролили свет на тайну доместикации животных. Как выясняется, опираясь на полученные здесь результаты, можно пролить свет и на природу человека. На этом моменте заострил внимание один из докладчиков - заведующий лабораторией эволюционной генетики Аркадий Маркель. «Между очеловечиванием и доместикаций, - отметил он, - есть много общего. Есть два этапа, которые проходит и доместикация, и появление человека. Это, прежде всего, - социализация. При доместикации – между человеком и животным. Сюда же входит и коммуникация - создание языка общения. То же самое имеет место и при развитии человечества». По словам ученого, при очеловечивании происходила так называемая «самодоместикация» человека.
Интересно, что Дмитрий Беляев также глубоко интересовался проблемой антропогенеза. На эту тему у него вышло несколько статей. Аркадий Маркель напомнил, что в те времена в нашей стране было не принято характеризовать человека как биосоциальное существо, потому что в те годы господствовала марксистская парадигма, характеризующая сущность человека как «совокупность общественных отношений». Тем не менее, рассуждая о человеческой природе, исключить биологию совершенно невозможно. Примечательно, что Маркс жил одновременно с Дарвином и хорошо знал его труды. Мало того, он высоко их ценил и даже хотел посвятить Дарвину второй том «Капитала». Согласно высказыванию Энгельса, Марксом были открыты законы эволюции в истории человечества – подобно тому, как Дарвином были открыты законы эволюции органической природы.
По мнению Аркадия Маркеля, эти вещи разделять нельзя. Поэтому в свое время Дмитрий Беляев говорил о том, что биология и социология слились в человеке в единую сущность.
«Ясно, что у человечества длинная история, и развитие цивилизации началось относительно недавно по сравнению с миллионами лет человеческой эволюции. Фактически человек унаследовал свой геном у далеких предков. Скажем, разница между человеком и шимпанзе составляет менее двух процентов. Поэтому известные социобиологи говорят, что под нашей «модернизированной» черепной коробкой покоится мозг человека каменного века», - пояснил ученый.
За весь период человеческой эволюции, подчеркнул Аркадий Маркель, изменилась не только масса мозга, но и его структура. Например, мозг слона по весу превышает мозг человека, однако уступает ему по количеству нейронов. У человека таковых – 16 млрд, а у слона – только 5,5 млрд. Также в ходе эволюции изменились и связи между нейронами. Поэтому масса мозга сама по себе еще ничего не решает. Принципиальное значение имеет его структура. Аркадий Маркель считает, что именно изменения в мозге стали основой эволюционных преобразований человека, включая прямохождение. «Казалось бы, - разъясняет он, - прямохождение появилось раньше, чем увеличение мозга, но я утверждаю, что дело здесь не только в массе».
Если взять все этапы антропогенеза, то именно эволюция мозга лежит в основе всех этих вещей. Ведь когда мы рассматриваем использование огня или использование орудий, надо понимать, что именно мозг диктует и рукам, и ногам, что и как делать. «Конечно, - замечает Аркадий Маркель, - есть и обратная связь. Но первопричина все-таки находится здесь – в мозге».
Какие же свойства мозга являются движущей силой человеческой эволюции? Ученый дает такое разъяснение: «Как ни странно, об этом мало говорят, но у человека появилось своего рода «сверхлюбопытство». Это – стремление к получению новой информации. Оно лежит в основе всего, потому что другие мотивации человеческого мозга направлены на сохранение того, что есть – на сохранение вида, на сохранение своего сообщества и так далее. А вот сверхлюбопытство – это есть то, что как раз создает нашу креативность. Есть такое выражение, что мозг человека не может жить без новой информации так же, как желудок без пищи. Поэтому он всячески стремится получить эту информацию. Вот именно это стремление получить новую информацию иногда вступает в противоречие с инстинктом самосохранения. Но оно и дает тот прогресс, который наблюдается в человеческом обществе».
Еще оно свойство мозга связано с появлением человеческой речи, свойственной исключительно человеку. Речь есть и у животных, но она, замечает Аркадий Маркель, весьма ограниченна. Речь лежит в основе социальности. И в мозге человека есть специальное «устройство», которое обусловливает речь. Подобное «устройство» есть и у обезьян, но в очень ограниченном объеме. Считается, что возникновение речи связано с появлением соответствующего звукового аппарата, делающего человека способным произносить слова. Однако исходная причина речи, подчеркивает Аркадий Маркель, опять же коренится в мозге. Ведь именно мозг «заставил» человеческие губы и язык шевелиться. И, соответственно, мозг «заставил» эволюцию идти по пути развития этого звукового аппарата. Наш мозг – это единственный реальный носитель нашего языка. Причем, для общения не обязательно нужен звуковой аппарат.
Ученый ссылается на конкретный пример, когда у детей, живших изолированно от взрослых, выработался свой собственный язык жестов. То есть их инстинкт реализовался в том, что они стали общаться между собой с помощью рук. По словам Аркадия Маркеля, этот пример подчеркивает эндогенность нашей речи.
Способность ребенка легко усваивать речь, общаясь с родителями, показывает естественную реализацию заложенного в нас инстинкта.
Наконец, следующим инстинктом мозга является социализация. Есть много примеров социальности в мире животных, но у человека эта социальность подкрепляется наличием языка и наличием культуры. Поэтому можно говорить о «суперсоциальности». Социальность явилась важным свойством мозга. Аркадий Маркель считает, что это качество также заложено на уровне инстинкта.
Таким образом, пристрастие к новизне, язык и «суперсоциальность» - вот три свойства мозга, сделавшие нас людьми. Эти свойства запечатлены в нервных связях – примерно так же, как в компьютере, в материнской плате, спрятаны все его основные свойства. Нетрудно заметить, что выдвинутые тезисы дают пищу для некоторых чисто философских размышлений. Ведь отсюда логически вытекает, что индифферентное отношение к новой информации, примитивизация речи и социопатия являются признаками де-эволюции. И вполне вероятно, что эти явления также связаны с изменениями мозга. Возможно, именно биологи со временем вынесут окончательный вердикт по этим вопросам, принципиально важным для существования современной цивилизации.
Олег Носков
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии