Похоже, тема «одноэтажной России» в скором времени приобретет еще большую популярность. На то есть веские причины, в том числе – социально-экономического плана. Речь идет не просто о загородном жилье как некоем особом типе комфортного проживания. Сейчас уже стоит вопрос о просто нормальном способе существования, соответствующем духу времени и новейшим прогрессивным веяниям. Многоэтажные «муравейники» в этом случае становятся откровенным пережитком прошлого. Я бы сказал – жутким призраком прошлого.
Сегодня складывающиеся объективные обстоятельства вынуждают определенную часть горожан задуматься над тем, чтобы изменить свои жилищные условия, выбрав индивидуальное жилье. Рост коммунальных платежей, повышение тарифов на тепло и воду, плата за капитальный ремонт, ухудшение экологии и постепенное обветшание многоэтажек (построенных еще в советские времена) – всё это в совокупности (не говоря уже о неблагоприятном социальном окружении) ведет к отказу от ложных представлений о якобы чересчур обременительном проживании в собственном доме. Полагаю, грядущее резкое повышение тарифов на тепло сделает такой взгляд интеллигентским предрассудком.
Понятно, что тут же перед нами встает вопрос о том, во сколько обойдется горожанину такой переезд, что он сможет получить на новом месте? Как раз эту тему попытались раскрыть на прошедшей в марте в Институте теплофизики СО РАН Третьей Всероссийской научной конференции с международным участием «ЭНЕРГО – И РЕСУРСОЭФФЕКТИВНОСТЬ МАЛОЭТАЖНЫХ ЖИЛЫХ ЗДАНИЙ».
Участник проекта «Экодом» Валерий Чунтонов попытался рассмотреть проблему комплексно, включая чисто экономические и психологические аспекты, которые, как выяснилось, очень тесно взаимосвязаны. Он обратил внимание на то, что нередко пенсионеры, имеющие в собственности квартиру, принимают решение ее продать и построить домик в пригороде. Стоит ожидать, что та же тенденция распространится и на людей трудоспособного возраста. В этой связи, отмечает Валерий Чунтонов, имеет смысл предложить техническое решение стоимостью в районе 1,5 миллиона рублей. Многие собственники городского жилья вполне могут рассчитывать на такую сумму. Отсюда следует, что нашим разработчика как раз стоит обратить внимание на подобные экономичные варианты. Такая задача, по мнению Валерия Чунтонова, вполне решаема. И сейчас он как раз уделяет внимание разработке подобных проектов.
У многих из нас уже сформировался один вредный, на мой взгляд, стереотип, будто индивидуальное жилье по определению является дорогим во всех смыслах, в том числе и по цене строительства. Если взять объявления о продаже коттеджей, то мы увидим там предложения «барских» особняков головокружительной стоимостью, доходящей иногда до 150 миллионов рублей! Как правило, именно потребители «элитного» жилья сегодня задают и вкусы, и планку цен, и особые архитектурно-планировочные решения, а также решения чисто технического плана, где инновациям зачастую не находится места. Понятие «энерго – и ресурсоэффективности», как справедливо заметил Валерий Чунтонов, там практически отсутствует. Мало того, «элитное» жилье зачастую вообще уводит нас в позапрошлый век. Стремление подражать аристократическому образу жизни нередко связано еще и с запросом на традиционные, «дедовские» технологии (так, многие отдают предпочтение кирпичу – как якобы «непревзойденному» материалу).
Поэтому, если речь идет о современном индивидуальном строительстве, где можно применить целый набор инновационных технических решений, то необходимо как раз ориентироваться на более доступный сегмент. И сюда вполне вписывается спрос со стороны владельцев типовых городских квартир, решивших перебраться на землю.
«Полтора миллиона рублей соответствуют возможностям достаточно стабильного потребителя экодома», - констатирует Валерий Чунтонов. На его взгляд, границы стоимости здесь пролегают в интервале от миллиона до шести миллионов рублей.
Шесть миллионов – это верхний критический уровень. Почему именно так? Дело в том, что человек, готовый приобрести дом за шесть миллионов и чуть выше, как правило, в своих мечтах и фантазиях сильно «отрывается от земли». Обычно он не склонен искать какие-то оптимальные технические решения, думать об эффективности, соотносить возможное с желаемым. Чаще всего, замечает Валерий Чунтонов, такие люди замышляют себе проект, который в итоге (как выясняется уже позже) в несколько раз превосходит их материальные возможности. То есть человек предполагал уложиться в шесть – семь миллионов, а в итоге ему понадобилось двадцать шесть. «Часто это заканчивается катастрофой: человек пошел на поводу у своих желаний, затратил ресурсы. Домом он еще не может пользоваться, а ресурсов уже нету. Если мы объедем коттеджные поселки, то увидим, что таких недостроенных коттеджей – просто пруд-пруди», - пояснил Валерий Чунтонов.
Поэтому, как это ни парадоксально выглядит, но стабильный потребитель укладывается в две линейки – от миллиона до шести, и от двадцати пяти миллионов и выше. Как ни странно, это наиболее вменяемая часть потребителей. Тот, кто планирует для себя недорогое жилье, столь же рационален, как и тот, кто рассчитывает на ОЧЕНЬ дорогое. И там, и там, желаемое четко соизмеряется с возможным. И только между ними пролегает слой, где эта рациональность утрачена начисто.
По большому счету, главная задача наших специалистов, изучающих возможности строительства современного ресурсоэффективного жилья, - заключается в том, чтобы продемонстрировать рациональные подходы к указанной теме, вернуть людей «на землю» - в психологическом плане. Фактически это означает коренное изменение самой парадигмы, связанной с созданием индивидуального жилья. «Отрыв от земли» в какой-то степени был спровоцирован бывшими жителями городов, бросивших однажды вызов тесноте панельных многоэтажек. Какие у них были образцы перед глазами? Откровенно говоря, ничего адекватного и современного не было. Была лишь инерция советских времен, когда комфортное проживание ассоциировалось с жизнью дореволюционных привилегированных сословий. Это подражание «барскому» шику как раз и сослужило дурную шутку с нашими индивидуальными застройщиками, решившими на свой страх и риск замахнуться на строительство помпезного особнячка в «дворянском» стиле.
Самая большая проблема в том, что в современной России фактически нет нормальной школы проектировщиков, способных создавать образцы современного жилья, рассчитанного на потребителя со средним достатком (и даже иже среднего). Мы говорим именно о современном жилье, где применяются инновационные подходы. Причем не только в отношении строительных технологий и оборудования, но и в отношении самих средств проектирования. Скорее всего, именно поэтому у нас так мало готовых КАЧЕСТВЕННЫХ проектов, рассчитанных на ценовой диапазон от миллиона до шести. Чего греха таить – наши проектировщики пока еже так же находятся в плену своих вкусов и «барских» запросов.
Таким образом, участники проекта «Экодом» пытаются – ни много, ни мало - задать новый вектор в вопросах малоэтажного строительства. И проведенная в ИТ СО РАН конференция, по сути, обозначает указанный тренд.
Олег Носков
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии