Крушение Ту-154 в Черном море унесло жизни 92 человек. Согласно последним данным, самолет, вылетевший из аэропорта Адлера в шестом часу утра 25 декабря, пропал с экранов радаров всего через несколько минут после взлета. В настоящее время идет поиск и извлечение обломков и тел пассажиров на месте катастрофы.
Официальной версии причин катастрофы пока нет, в числе приоритетных рассматриваются технические неисправности и ошибка пилотов, свидетельств в пользу версии теракта пока не обнаружено. Вместе с тем, число неофициальных версий продолжает множиться, и часто в публикациях на тему этой трагедии остается немало вопросов без ответа. Прокомментировать некоторые из них мы попросили эксперта в области самолетостроения – научного руководителя Сибирского научно-исследовательского института авиации им. С.А. Чаплыгина Алексея Серьезнова.
Наша справка: Алексей Николаевич Серьезнов родился 21 февраля 1934 г. С 1958 г. работает в Сибирском научно-исследовательском институте авиации им. С.А. Чаплыгина. Занимал должности инженера, старшего инженера, начальника отдела, заместителя начальника института по научной работе, директора института. С 2007 г. по настоящее время — научный руководитель института.
Доктор технических наук, профессор. Он внес большой вклад в создание и внедрение комплекса высокоэффективных экспериментальных установок и стендов для испытаний авиационной техники. Под его руководством выполнено более 100 научно-исследовательских работ, он является автором и соавтором 133 статей, 10 книг, 43 изобретений и 10 патентов. Заслуги А.Н. Серьёзнова отмечены почетными грамотами Министерства авиационной промышленности СССР, знаком «Почётный авиастроитель», медалями «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», «Ветеран труда».
– Алексей Николаевич, многие обозреватели сомневаются в том, что пилоты не успели бы сообщить диспетчеру о возникшей на борту неисправности. Вместе с тем, вплоть до исчезновения самолета, подобных сообщений от экипажа не было. Возможно ли, что они просто не успели этого сделать?
– Любая проблемная ситуация, вызванная именно техническими неполадками, развивается не мгновенно, развивается по нарастающей, а экипаж современного лайнера состоит из нескольких человек. Поэтому, конечно, есть время для связи с землей и, как правило, это и происходит. Тем более, когда самолет только взлетел, а значит, есть возможность, запросить помощь, вернуться в аэропорт и устранить неполадки.
– Так же приходится слышать, что причина в эксплуатации устаревшего самолета. Насколько оправданны такие заявления?
– Начнем с того, что Ту-154 очень надежный и проверенный временем самолет. Например, доказано, что при отказе на взлете одного или даже двух двигателей, что называется «прерванный взлет», он вполне способен продолжить совершать взлет. Тем более, в состав экипажа входили очень опытные пилоты, которым вполне по силам принять правильное решение. Что касается «устарелости», ресурс Ту-154 составляет 30 тысяч часов полета, а данный самолет успел налетать только 6000. То есть он выработал свой ресурс лишь на 20 %. И ни о каком серьезном износе речи идти не может.
– Но если самолет надежен, пилоты опытны, а теракта не было, что могло стать причиной катастрофы?
– Окончательные выводы оставим экспертам, тем более, что у них достаточно материала для расследования. Я же могу навскидку назвать два возможных фактора, которые могли бы привести к подобному исходу.
Особенность сочинского аэропорта – вылет в сторону моря, в таких местах повышенный риск погодных аномалий, сдвиг воздушного потока и т.п. Такие явления возникают мгновенно, неожиданно и преодоление их последствий требует от экипажа максимальной концентрации и напряжения. А поскольку самолет летел на новогодние праздники, можно с высокой долей вероятности предсказать, что он был загружен «под завязку», а то и перегружен, что негативно сказывается на маневренности воздушного судна.
И если эти два фактора сошлись в одной точке, то пилоты могли быть настолько заняты попытками выровнять самолет – а это сопровождается высокими перегрузками – что просто не было сил и времени связываться с диспетчерами и докладывать о происходящем. Но это, повторю, лишь предположения, а заключения пусть делает официальная экспертиза.
Безусловно, как отметил Алексей Николаевич, стоит дождаться выводов экспертизы, мы же пока предлагаем вспомнить о некоторых авиакатастрофах недавнего прошлого, в обстоятельствах которых остаются «белые пятна».
1. 10 апреля 2010 года президентский авиалайнер Ту-154М Воздушных сил Польши выполнял рейс по маршруту Варшава—Смоленск, но при заходе на посадку на аэродром Смоленск-Северный в условиях сильного тумана лайнер столкнулся с деревьями, опрокинулся, рухнул на землю и полностью разрушился. Погибли все находившиеся на его борту 96 человек — 88 пассажиров и 8 членов экипажа, в их числе президент Польши Лех Качиньский, его жена Мария Качиньская, а также известные польские политики, почти всё высшее военное командование и общественные и религиозные деятели. Они направлялись в Россию с частным визитом в качестве польской делегации на траурные мероприятия по случаю 70-й годовщины Катынского расстрела.
Расследование обстоятельств продолжалось достаточно долго, пока Международный авиационный комитет (МАК) не пришел все же к выводу, что причинами катастрофы стали неправильные действия экипажа самолёта и психологическое давление на него. Между тем до сих пор точно неизвестны детали этого давления и роль, которую они могли сыграть. В то же время, ряд экспертов (преимущественно – польских) считает, что в заключении МАК не было уделено должное внимание недостаткам инфраструктуры аэродрома Смоленск-Северный, который, по их мнению, не мог принимать самолеты при той погоде. Эти претензии до сих пор часто высказываются польскими политиками и СМИ и не служат укреплению российско-польских отношений.
2. Еще больший урон международным отношениям нанес 17 июля 2014 года Boeing 777 (авиакомпания Malaysia Airlines), сбитый в районе вооружённого противостояния между правительственными силами и формированиями непризнанных Донецкой и Луганской народных республик. На борту самолёта находилось 283 пассажира и 15 членов экипажа, все они погибли. Эта катастрофа вошла в десятку крупнейших авиакатастроф за всю историю. А вопрос – кто же его сбил – до сих пор остается до конца невыясненным. На Украине и в ЕС утверждают, что это сделали посредством установки «Бук», захваченной ополченцами, а то и вовсе – российская армия. Российская сторона же неоднократно приводила как доказательства своей непричастности, так и доводы в пользу версии о том, что ракету запустили украинские военные. Не прибавляют ясности этой трагедии исчезновение украинского диспетчера, который «вел» лайнер перед катастрофой и ряда других ключевых свидетелей.
3. Не стоит думать, что загадочные авиакатастрофы происходят только в воздушном пространстве стран СНГ. В 2009 году рейс 447 Французских авиалиний необъяснимо упал с неба прямо в Атлантический океан, в котором нашли своё последнее пристанище 228 человек. Не было сигналов о помощи, и никто не знал о том, что самолёт упал, до тех пор, пока через несколько часов пилоты не вышли на связь с диспетчерской службой в назначенное время. Самолёт, который должен был быть одним из самых безопасных самолётов за всю историю, просто пропал.
Понять причину катастрофы было очень сложно – обломки были разбросаны по большой территории дна океана. Чёрные ящики так и не нашли в течение месяца, и их радиолокационные маяки перестали работать. Однако французские власти продолжили поиски, хоть те и казались безнадежными. И в 2011 году обломки нашли, флот смог достать со дна чёрные ящики, а также 100 трупов. Оказалось, самолёт упал из-за ошибки пилота, после того, как автопилот был выключен. Хотя главная тайна была, наконец раскрыта, многие до сих пор задаются вопросом: как опытные пилоты (коих было три на борту) потеряли управление в достаточно обычной ситуации.
4. Остается не расследованной еще одна катастрофа с участием Boeing 777 авиакомпании Malaysia Airlines. Плановый пассажирский рейс по маршруту Куала-Лумпур (Малайзия) — Пекин (КНР), выполнявшийся 8 марта 2014 года исчез в небе над Южно-Китайским морем через 40 минут после взлёта. На его борту находилось 239 человек (12 членов экипажа и 227 пассажиров), все они в январе 2015 года были признаны погибшими в результате «несчастного случая», так как следственными органами не были установлены обстоятельства и причины происшествия. Поисково-спасательная операция началась с обследования акватории Южно-Китайского моря, где самолёт в последний раз выходил на связь, а затем переместилась в Малаккский пролив и далее в Индийский океан у западных берегов Австралии. Поиски завершились безрезультатно, хотя, по оценке Reuters, по состоянию на 2016 год являются самыми масштабными в истории авиации как по стоимости, так и по количеству привлечённых сил и стран. Но место катастрофы так и не было найдено.
Георгий Батухтин
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии