«Алферов может себе позволить ничего не делать»

Жорес Алферов пополнил галерею «Скетчи нобелевских лауреатов», которая состоит из фотографий с учеными-нобелиатами, представляющими собственноручно нарисованные объяснения своих открытий. Презентация портрета Алферова состоялась в Москве, где сейчас находится выставка. На презентации побывала корреспондент «Газеты.Ru», которая поговорила с автором проекта — немецким фотографом Фолькером Штегером.

В ГУМе в рамках Фестиваля науки открылась интерактивная выставка «Скетчи нобелевских лауреатов». Теперь каждый желающий может полюбоваться на фотопортреты знаменитых ученых, держащих в руках скетчи (англ. sketch — эскиз, набросок) с изображениями открытий, за которые им и присудили премию. Портреты дополнены интервью, видео и цифровыми презентациями открытий лауреатов.

На выставке в Москве впервые был продемонстрирован портрет нобелевского лауреата по физике Жореса Алферова. В 2000 году Алферов получил премию за разработку полупроводниковых гетероструктур и создание быстрых опто- и микроэлектронных компонентов.

Автором проекта «Скетчи нобелевских лауреатов» является немецкий фотограф Фолькер Штегер.

Во время одной из регулярных встреч лауреатов Нобелевской премии с молодыми учеными и общественностью в немецком городе Линдау у Штегера появилась идея изобразить каждое открытие, за которое присудили премию, в виде рисунка.

Так появилась концепция «нобелевских скетчей».

Немец взялся за дело — но быстро разочаровался, потому что ученые использовали для рисунков только белую доску и черные и красные маркеры. Тогда фотограф позаимствовал у маленькой дочки цветные мелки — рисунки стали намного интереснее!

Сам Фолькер Штегер называет себя независимым художником и фотографом. Он сотрудничает с ведущими университетами и журналами. «Я все еще наивно уверен, что наука является лучшим способом понять мир», — заявляет Штегер.

О каждом из ученых, с которым сотрудничал Фолькер, у фотографа остались особые воспоминания. «За Крейгом Мелло, лауреатом по физиологии и медицине 2006 года, открывшим РНК-интерференцию, толпами бегают журналисты — особенно женщины. У него, кстати, удивительно красивая жена», — вспоминает Штегер.

«Роберт Кёрл, лауреат по химии 1996 года, открывший фуллерены, — удивительно спокойный человек, любящий уединение, — продолжает фотограф. — Он очень горевал, что под рукой не было зеленого маркера — ведь первые лазеры были зелеными».

Роберт Лафлин, нобелевский лауреат по физике 1998 года за открытие новой формы квантовой жидкости с возбуждениями, имеющими дробный электрический заряд, показался Штегеру очень жизнелюбивым человеком. В процессе сотрудничества фотограф выяснил, что ученый любит рисовать шаржи на друзей и коллег. «Вот бы его интеллектуальные способности оказались такими же заразительными, как его юмор», — вздыхает Фолькер Штегер.

По мнению Фолькера Штегера, его выставка скетчей позволяет понять, что нобелевские лауреаты — такие же люди, как и все остальные — жизнелюбивые, творческие, активные и веселые.

Фотограф надеется, что своим проектом поспособствовал распространению научных знаний по разным странам мира.

Корреспондент отдела науки «Газеты.Ru» задала Фолькеру Штегеру на открытии выставки в Москве несколько вопросов.

— Лауреаты, которых вы фотографировали, — больше талантливые или упорные люди?

— Удачливые! (смеется) Вы знаете, в случае с нобелевскими лауреатами все очень по-разному: есть люди гениальные, есть работящие, есть удачливые, а есть — все сразу. И случай играет не второстепенную роль! Посмотришь на иного лауреата — подумаешь: какой гениальный ученый! Да нет же — просто хороший ученый.

— Каким вам показался Жорес Алферов?

— Очень приятным человеком. Он очень любезен в общении. И он очень болеет за Россию. И вместе с тем, разумеется, Жорес Алферов уже в годах — ему 85 лет, — но и сейчас он очень много работает.

Алферов мне показался человеком очень деятельным, хотя он волне может себе позволить сидеть дома и ничего не делать.

— Кто самый интересный лауреат, с которым вы сотрудничали?

— Курт Вютрих, получивший Нобелевскую премию по химии в 2002 году за разработку и применение ядерной магнитно-резонансной спектроскопии для определения трехмерной структуры биологических макромолекул в растворе, особенно симпатичен и очень меня вдохновляет. Он работает в области химического анализа. С помощью технологии ядерной магнитно-резонансной спектроскопии он проводит гениальные исследования. Я его как-то спросил, сожалеет ли он о чем-то в жизни. Он, в общем-то, сказал, что не понял в свое время, что умеет рисовать. Через некоторое время после нашего разговора он получил Нобелевскую премию. Его метод ядерной магнитно-резонансной спектроскопии сейчас используется в медицине — и не нужно человека просвечивать рентгеновскими лучами. Вютрих сделал гениальное открытие.

— Вы сотрудничали и с женщинами, и с мужчинами… В чем различается их подход к научной работе?

— Женщины больше приспособлены, чтобы работать в коллективе. Женщины лучше отделяют науку от того, что находится за пределами науки. Именно женщины успешно делят свою жизнь на научную деятельность и на все остальное.

— Нобелевская премия — это больше политическое мероприятие или нет?

— В том, что касается естественных наук, — нет. Когда присуждают Нобелевскую премию мира или по литературе — без политики дело не обходится.

Выставка «Скетчи нобелевских лауреатов» будет проходить в ГУМе до 30 октября.