Облачные сервисы сегодня — один из самых динамично развивающихся сегментов российского ИТ-рынка, где наиболее перспективное направление — гибридные облака.
Российский рынок облачных сервисов — один из немногих секторов ИТ-рынка, который даже в условиях кризиса продолжает переживать бурный рост. По данным международной исследовательской компании IDC, по итогам прошлого года его объемы увеличились более чем на 50%, приблизившись к отметке в полмиллиарда долларов. И в ближайшие годы рынок облачных услуг будет продолжать рост минимум в 30% в год (см. график).
Одним из перспективных направлений рынка облачных сервисов сегодня являются так называемые гибридные облака. Речь идет о совместном применении частного и публичного облаков, когда доступ к одним ИТ-ресурсам осуществляется из собственного облака предприятия, а другие заказчик использует из облака провайдера.
Главное преимущество такого подхода — это возможность серьезно сэкономить на расходах на развитие собственной инфраструктуры. «Многим предприятиям, особенно в условиях экономической нестабильности, при сезонных спадах или подъемах спроса сложно спрогнозировать потребность в ИТ-ресурсах. Их, с одной стороны, в нужный момент может не хватить, а с другой — в определенные периоды вычислительные мощности начинают простаивать, — отмечает Максим Березин, руководитель направления облачных технологий, директор Виртуального дата-центра компании КРОК, — В таком случае гибридное облако — удачное решение. В нужный момент можно взять недостающие ресурсы из публичного облака провайдера. И оплачивать услуги по факту их использования, почти также, как вы платите за электроэнергию».
По словам участников рынка, в последнее время все больше компаний из разных сфер экономики понимают преимущества услуг гибридных облаков. «У нас увеличивается число заказчиков такого рода решений из самых разных сфер, в первую очередь из ритейла, банков, других финансовых организаций, — продолжает Максим Березин. — Например, один наш крупный заказчик — торговая сеть, работающая в сегменте онлайн-продаж — имеет свою мощную ИТ-инфраструктуру. Однако она не справляется с нагрузкой в «горячий сезон», в частности, в предновогодние праздники, когда резко возрастает объем заказов. Для решения этой проблемы заказчик начал использовать гибридное облако. В результате сейчас у него нет необходимости закупать дополнительное оборудование, которое большую часть времени в году простаивало бы. А в нужный момент недостающие мощности компания берет из нашего облака, что для магазина оказывается гораздо выгоднее с финансовой точки зрения».
По мнению Андрея Николаева, руководителя направления облачных решений EMC в России и СНГ, по своей сути гибридные облака являются усовершенствованным вариантом частных облаков. «В России сейчас, можно сказать, начинается бум на внедрение частных облаков, — рассказывает Андрей Николаев, — А гибридное облако, по сути, расширяет функционал облака частного. Организация, которая внедряет у себя модель гибридного облака, должна сначала внедрить у себя частное облако, понять насколько оно ему действительно помогает жить и сэкономить затраты на инфраструктуру. И уже следующий этап — это создание гибридного облака, когда часть нагрузки переносится на сторону провайдера».
Рынок предоставления услуг по внедрению решений гибридных облаков в России достаточно конкурентен. На нем активно развиваются как сами вендоры — разработчики ИТ-решений, так и компании-интеграторы, которые берутся эти решения внедрять в конкретных компаниях, подстраивая их под конкретные бизнес-задачи.
«Частное облако представляет собой достаточно сложное решение, состоящие из большого количества продуктов, — указывает Андрей Николаев. — Обычно это технологии разных производителей. Редко бывает, что один вендор может предоставить все элементы инфраструктуры для создания частного облака. Есть аппаратная инфраструктура, серверы, системы хранения данных. Есть часть, которая обеспечивает виртуализацию, есть программное обеспечение, благодаря которому создают каталог сервисов и т.д., то есть компонентов очень много. И если заказчик пытается сам внедрить эти компоненты, то это не всегда приводит к успешному результату, так как нужно иметь квалифицированных специалистов в разных областях. Поэтому здесь важно искать поставщика, который мог бы предложить законченное решение, чтобы системы были бы правильно интегрированы и настроены в соответствии с требуемой архитектурой».
Ряд производителей предлагает подобные комплексные решения. У EMCесть продукт Enterprise Hybrid Cloud (EHC) — готовое «облако в коробке» на базе технологий VMware, на очереди вариант с OpenStack. После его внедрения заказчик получает готовый портал самообслуживания с набором работающих сервисов. Архитектура решения, точки интеграции, различные сценарии — все это уже разработано EMC, и для пользователя EHC — это готовый продукт, с единой точкой поддержки. Такая модель принципиально сокращает сроки реализации облачных проектов и позволяет заказчикам сфокусироваться на своей основной деятельности, а не «изобретать колесо», самостоятельно занимаясь построением облачного стека.
Специалисты подчеркивают, что создание частного облака подразумевает не только внедрение определенных технологий, оно также связано с организационными изменениями в компании: нужно подготовить заказчика к переходу на новую модель потребления ресурсов, проанализировав его инфраструктуру и составив план переноса всех приложений в облако. При этом какие-то приложения можно будет «смигрировать» легко, а в отношении других ресурсов потребуется сделать так называемый редизайн, а может быть даже разработать ПО заново. Одновременно в ИТ-подразделении компании появляются новые роли: например, роль ответственного за каталог сервисов или ответственного за администрирование всего облака. Соответственно, нужно подготовить ко всем этим изменения персонал, чтобы он мог успешно управлять инфраструктурой.
Поэтому в таких проектах очень важны профессиональные услуги и консалтинг. Для успешного завершения перехода к облаку необходимо выработать стратегию, определить приоритеты, разработать карту проектов, каталог сервисов, определить для них ценовые модели и так далее. Принципиально возрастает роль сервисных компаний, в роли которых может выступать как интегратор, так и вендор.
Постепенно складывается и практика того, что при гибридной модели размещать в собственном облаке, а что — в публичном. Например, веб-приложения, так называемый «фронт-энд». Его выгоднее помещать на стороне провайдера, потому что у того, как правило, пропускной канал лучше. Соответственно, если предполагается большой наплыв потребителей, такая система будет лучше справляться с нагрузками. А так называемый внутренний «бэк-офис» (приложения, например, ERP,CRM-системы и пр.) проще «хостить» у себя в частном облаке, потому что это и надежнее, и привычнее.
«Многие заказчики сейчас упираются в «потолок»: существующая у них ИТ-инфраструктура не справляется с растущими бизнес-задачами, — продолжает Андрей Николаев. — Тогда возникает необходимость подключения публичного облака. Заключается договор с провайдером, и в самые сжаты сроки потребитель получает доступ к внешнему ресурсу. Заказчики ценят преимущества подобных решений, они дают им гибкость выбора требуемых нагрузок. Ведь в динамично развивающейся компании возникает очень много ситуаций, когда надо получить более высокую нагрузку на короткий промежуток времени. Например, для тестирования, разработки, аналитики. Понятно, что в этом случае выгоднее использовать ресурсы провайдера, и через гибридное облако эти ресурсы очень легко подключить. Получается, что привычная среда остается, но при этом использование ресурсов становится более эластичным».
Большинство аналитиков убеждены: в ближайшие годы сегмент гибридных облаков ждет активный рост. По оценке компании IDC, в мире до конца 2016 г. более 65% компаний — пользователей облачных сервисов — будут распределять нагрузку на ИТ именно с помощью гибридной модели. Понятно, что одним из ключевых сдерживающих факторов развития в России подобных технологий является сложившийся стереотип о якобы недостаточной безопасности «гибридов» и облаков в целом. Существуют сомнения и в плане нужной производительности публичных облачных сервисов. Но, скорее всего, по мере развития средств облачной защиты, их сертификации и внедрении современных технологий такие опасения исчезнут.
«Риск для публичного облака — это взаимное влияние «соседей» друг на друга. — Базы данных, размещенные в облаке, обычно очень требовательны к параметрам производительности дисковых массивов. А сегодня распространены случаи, когда в облачной системе провайдера находится сотня заказчиков, и каждый используется этот массив по максимуму в зависимости от своих потребностей. В какой-то момент, когда производительности у массива оказывается недостаточной, заказчики начинают «гонки» друг с другом за производительность, в результате чего вся инфраструктура облака прекращает исправно работать. Справиться с этой ситуацией помогают современные решения, например, флеш-носители. Благодаря им мы можем обеспечить заказчиков гарантированно высокими показателями по производительности систем, размещенных в Виртуальном дата-центре КРОК.
Одновременно на рынке услуг по созданию гибридных облаков преимущество будут иметь те компании, которые имеют компетенции в ключевых сферах развития этого типа услуг. Например, наша компания одновременно предлагает ресурсы своего публичного облака, строит частные облака и интегрирует их с внешними средами», — отмечает Максим Березин.
График. Российский рынок облачных сервисов, млн. долларов
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии