С. Лаврюшев: "Нам надо развивать солидарность и взаимодействие"


03 октября 2013

Своей позицией по вопросу действий коллективов институтов делится Сергей Вячеславович Лаврюшев, заместитель директора Института цитологии и генетики СО РАН по общим вопросам, экономике и информационным технологиям:

- Институтам придется серьезно перестроить систему управления, как научной работы, так и инфраструктуры. По сути, принятым законом создается система двойного подчинения: наукой, как и ранее, ведает РАН, а инструментами научных исследований – ФАНО (Федеральное агентство научных организаций). И как это все будет согласовано, пока непонятно совершенно. Одно ясно – вся эта перестройка займет массу времени, сил и сильно отвлечет от выполнения плана научных исследований, утвержденного правительством РФ до 2020 года. То есть, в результате реформирования эффективность работы научных институтов, которая сейчас подвергается критике, снизится еще больше.

Если говорить о задачах ближайшего времени, то это, прежде всего, сохранение научного потенциала. Сейчас объявлено, что сокращать штаты институтов РАН придется чуть ли не в два раза, но зато их сотрудники будут получать зарплату «существенно выше, чем средняя по региону». И здесь встает вопрос – а как считать эту зарплату? Фактически, в Новосибирском научном центре СО РАН ученые уже получают на руки зарплату выше средней по Новосибирской области. Стало быть, прошлогодний указ президента выполнен и мы, по логике, можем уйти от сокращения. Но если будут учитывать  только базовую ставку (без доплат), то наши институты ожидают довольно болезненные сокращения.

Почему я называю их болезненными. Также уже объявлено, что науку надо «омолаживать», и значит, сокращать будут, прежде всего, сотрудников среднего и старшего возраста. Как это скажется на моральном климате коллектива, никто сегодня не предскажет. Но, очевидно, что пострадают многие научные школы, где молодые исследователи как раз группируются вокруг заслуженных ученых. Поскольку именно эти заслуженные ученые по возрастному критерию и оказываются первыми кандидатами на сокращение. И руководству институтов придется вести очень трудную борьбу за сохранение научного потенциала своих организаций.

Что касается научного сообщества в целом, я думаю, нам надо всеми силами сохранять и развивать существующие горизонтальные связи между институтами. Науку практически невозможно двигать в «автономном режиме». И, тем более, ее невозможно защищать от сторонних нападок без развитой системы кооперации и согласованных действий. Все мы убедились в этом на этапе прохождения законопроекта через Госдуму. Тогда только совместные усилия руководства и сотрудников институтов СО РАН позволили нам добиться ряда поправок. Хочу напомнить, что процесс «реформирования науки» не завершен. И чтобы пройти его с наименьшими потерями, нам надо развивать солидарность и взаимодействие.