Визит новосибирской делегации в Монголию, встречи с послами Финляндии и Исландии… В последние недели мэрия Новосибирска проявляет нешуточную внешнеполитическую активность. Чем вызвана эта работа, на первый взгляд, несвойственная местному самоуправлению, мы попросили рассказать руководителя департамента промышленности, инноваций и предпринимательства, руководителя отделения партии «РОДИНА» в Новосибирской области Александра Люлько.
– Александр Николаевич, Вы возглавляли новосибирскую делегацию во время визита в Монголию. Чем был вызван интерес именно к этой стране?
– У нас сложился стереотип, что Монголия – это отсталая аграрная страна. Но это не так. Сегодня Монголия – развивающаяся страна, а развивающиеся страны – это вообще наиболее перспективный рынок, поскольку он постоянно расширяется. Кроме того, на ее территории есть богатые месторождения полезных ископаемых, почти вся таблица Менделеева. И, кстати, их разработка начиналась в тесном сотрудничестве с СССР. С нашей помощью был построен крупнейший горно-добывающий комплекс Эрдэнэт, сегодня с ним сотрудничают компании со всего мира, вокруг вырос второй по величине город страны. А мы в последние десятилетия наоборот – ушли из Монголии, товарооборот сократился, большинство договоров о сотрудничестве так и остались декларациями о намерениях. Такой расточительный подход к международным рынкам недопустим, особенно в условиях кризиса, значит, надо исправлять ситуацию. Что наша делегация, в меру своих сил, и делала.
– С интересами страны в целом – понятно. А что это может дать конкретно новосибирской экономике?
– Как я уже говорил, горнодобывающая индустрия Монголии переживает подъем, разрабатываются новые месторождения. Это влечет потребность в закупке нового оборудования и модернизации уже существующего. А поскольку изначально эта отрасль создавалась при помощи советских специалистов – наше оборудование пользуется спросом. Это дает возможность предприятиям города получить многомиллионные заказы. Интерес к нашей продукции подтверждает и такой факт. В дни нашего визита в Монголии открывалась крупнейшая выставка горно-шахтного оборудования Mine-Tech-2015. И хотя сегодня в Монголии работает много китайских, европейских, американских компаний, открывали выставку совместно хозяева и наша делегация. И продукция наших предприятий на ней была широко представлена.
– Какие еще результаты, помимо участия в выставке, принесла эта поездка?
– Был заключен ряд договоров: договор между Комитетом по международным связям мэрии Новосибирска и крупной монгольской выставочной и туристической кампанией Мишель-групп; договор о сотрудничестве новосибирских предприятий с Монгольской национальной горнорудной ассоциацией, который открывает нашим заводам двери на этот рынок. Кроме того, я подписал предварительное соглашение с мэрией Улан-Батора о взаимодействии. А в июне, когда в Новосибирске будет проходить форум «Технопром», в наш город приедет мэр монгольской столицы, чтобы заключить с нашим мэром договор о побратимских связях между нашими городами. Наши компании были презентованы в Торгово-промышленной палате Монголии, а немного ранее прошла презентация новосибирских вузов. Это, кстати, тоже довольно перспективное направление работы. Напомню, что в советское время у нас в Новосибирске училось до 10 тысяч иностранных студентов. А ведь сегодня каждый студент платит за обучении более 60 тысяч рублей в год. И наши вузы могли бы неплохо зарабатывать на подготовке специалистов для монгольской экономики. А заодно – формировать в этой стране лояльную к России элиту. В общем, сегодня мэрия, в силу своих возможностей, создает благоприятный климат для сотрудничества с этой страной. А дальше – многое зависит от наших предприятий и организаций.
– Монголией международная активность новосибирских властей не исчерпывается. Звучали новости о встречах с послами Исландии и Финляндии, в которых Вы тоже участвовали. Зачем это городу? Для престижа?
– Как я уже показал на примере Монголии – это вопрос не только престижа, а решения экономических проблем города. Нам надо как-то закрыть дыру в бюджете, созданную перераспределением налогов в пользу области. И мы ищем инвесторов и заказчиков для наших предприятий как в стране, так и за ее пределами.
– А как же санкции?
– А они, как ни странно, нам даже помогли. Очевидно, что санкции в отношении нашей страны невыгодны западному бизнесу, и он ищет способы их обойти. И тут на помощь приходит особенность государственного устройства большинства западных стран, которую я наблюдал на практике еще, когда был экспертом сессии Совета Европы по местному самоуправлению.
Дело в том, что у них местное самоуправление на самом деле независимо от государственной власти (в пределах своих полномочий). И когда на государственном уровне политики объявили санкции, западные компании стали налаживать сотрудничество на уровне муниципалитетов.
Еще прошлым летом к нам приезжала большая делегация итальянских предпринимателей, был заключен ряд взаимовыгодных договоров. За ними последовали другие – немцы, хорваты, исландцы. Недавно прошли переговоры с финскими компаниями – речь шла о подрядах на расселение ветхого жилья, причем, финны готовы делать это на очень хороших для города условиях. В общем, санкции открыли для российских городов возможности пополнять бюджет за счет прямого сотрудничества с зарубежными компаниями на уровне муниципалитетов. И сегодня департамент, который я возглавляю, активно включен в этот процесс.
Сергей Кольцов
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии