«Территория опережающего развития»: как это может выглядеть на практике?

Выступая 4 февраля на круглом столе, посвященном развитию Новосибирского научного центра, мэр Новосибирска Анатолий Локоть обратил внимание на то, что взаимодействие муниципалитета с академическими институтами должна быть взаимовыгодным: «Мы сделаем все зависящее от нас, - подчеркнул он, - чтобы сибирская наука развивалась и имела все необходимые условия. И мы будем убеждать в этом вышестоящие уровни власти. Но нам хотелось бы, чтобы и город почувствовал научные достижения – с тем, чтобы разработки имели прикладной характер и могли использоваться для развития Новосибирска и обеспечения его жизнедеятельности».

Мы уже неоднократно писали о том, что у наших ученых достаточно много разработок, рассчитанных как раз на такое прикладное применение и пригодных, в том числе, для использования городском хозяйстве. Вопрос всё тот же: как это всё применить? С чего и откуда начать?

По логике вещей начать необходимо… с территории самого Академгородка. Ведь это элементарно: если ученые действительно изобретают и создают здесь что-то практически полезное для города, то это все должно храниться не за семью печатями, а демонстрироваться на месте. Есть ли сейчас в наших академических институтах что-то подобное? Вряд ли. Дух «оборонки» все еще сказывается на организации работы и на характере общения с населением.

И если вы хотите узнать что-то конкретное, а тем более – что-то «потрогать руками», вам придется пробиваться в сами лаборатории. И то, что многие жители города с трудом представляют, над чем таким важным и полезным здесь трудятся, во многом связано именно с тем, что «гражданка» не была для нашей науки таким уж значимым приоритетом. Оборонка, освоение Сибири – да, это важное дело. А вот энергоэффективность, модернизация системы ЖКХ, альтернативная энергетика, новые строительные технологии, датчики для мониторинга вредных выбросов, биологические добавки, гуминовые препараты, серотонин – вроде как дело второстепенное. Но ведь именно эти направления, столь востребованные на рынке (причем – на потребительском рынке), скорее всего, и будут определять вектор развития многих институтов или хотя бы лабораторий. С ними, надо полагать, как раз имеет смысл увязывать развитие Новосибирского научного центра и его роль в развитии города.

Поэтому вполне резонно выглядят пожелания Анатолия Локтя связать поддержку ученых с практической отдачей. В конце концов, муниципалитет не решает вопросы оборонки, не разрабатывает стратегию развития Сибири и Арктики. Если государство намерено привлечь ученых к решению таких вопросов (как было во времена СССР), то тут, как говорится, и флаг ему в руки. Если же государство не намерено вкладываться в реализацию стратегических задач, то вопрос о существовании у нас фундаментальной науки – в ее сложившемся виде – переходит в плоскость отвлеченной риторики. И муниципалитет здесь не в силах ничего изменить.

Однако в сложившемся раскладе, когда речь идет о развитии чисто «гражданских» направлений науки, союз между муниципалитетом и академическими институтами реален и даже жизненно необходим. И если ученым действительно есть что предложить городу, то здесь уже от города (то есть от мэрии) будет зависеть, насколько все это будет успешно реализовано. Мы, конечно, понимаем, что даже в таких вопросах государство обязано предложить какие-то внятные инструменты внедрения инноваций. Но ведь именно в условиях недоработки данного вопроса роль муниципалитета  только возрастает. Пусть не все можно решить на местном уровне, но какие-то четкие шаги сделать вполне по силам. А в случае с Академгородком позиция городского руководства будет во многом определяющей. Ведь как-никак, но Академгородок входит в границы города, и его дальнейшее развитие будет напрямую зависеть от позиции городских властей.

Что конкретно, на данном этапе, может предложить муниципалитет? Вначале определимся с тем, чего нам не хватает для успешного продвижения инноваций? Как  справедливо заметил на упомянутом круглом столе начальник департамента промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии Новосибирска Александр Люлько, в развитых станах существуют демонстрационные научно-технологические центры, где можно ознакомиться с новейшими разработками и технологиями, где проходят соответствующие испытания, на основе которых отрабатываются технические регламенты, даются рекомендации для потребителей и производителей. Все это финансируется государством. Такие центры, например, есть в Канаде, являющейся лидером в области энергоэффективных  технологий. А ведь в наших институтах также осуществляются разработки в данной сфере. Например – в Институте теплофизики СО РАН. Почему же на территории Академгородка нет аналогичного научно-технологического центра?

На эту тему довольно откровенно высказался директор Института теплофизики Сергей Алексеенко, который семь лет назад именно с этой целью посещал Канаду, в надежде использовать зарубежный опыт у себя, в Научном центре. В мэрию, кстати, за указанный период было отправлено множество писем с просьбой поддержать инновационные разработки в указанной сфере.

Но вопрос, к сожалению, так и не сдвинулся с мертвой точки. Поэтому руководители научных организаций, где как раз развиваются «гражданские» направления, с надеждой взирают на новое руководство города.

Интересно, что не так давно в соседнем Казахстане, в Астане, открылся Центр энергоэффективности, где, в частности, представлены такие направления, как: солнечные элементы, солнечные водонагреватели, геотермальные скважины, тепловые насосы и аккумуляторы тепла. Отметим, что всё перечисленное связано с одними из самых наукоемких на сегодняшний день производств. И, что самое показательное, в этом казахстанском Центре нашли место и разработки наших, новосибирских ученых!

Муниципалитетом будут востребованы технологии переработки золы, утилизации мусора, аудита теплопотерь и многое другое, созданное в научных институтах Академгородка  В очередной раз возникает один и тот же сакраментальный вопрос: по силам ли муниципалитету и СО РАН создать аналогичные центры на территории Академгородка? Допустим, выделение площадки, подключение к сетям – вопрос технический. Как быть со спросом на эти инновационные разработки со стороны самой мэрии, отвечающей за жизнедеятельность города? Ведь если руководство говорит о создании каких-то полезных вещей, то стоило бы конкретизировать – какие проблемы нужно решить за счет инноваций?

Возьмем ту же энергоэффективность. Актуально это для города? Да, актуально. Хотя бы для казенных учреждений. Стало быть, здесь возникает задача – найти такую разработку, которая позволяла бы эффективно решить вопрос по части теплозащиты зданий, по части энергопотребления. Отсюда вытекает, что руководству города необходимо определиться с этим вопросом. Например, установить для муниципальных учреждений (детских садов, школ и больниц) максимальный уровень энергоэффективности, чего без инноваций, как мы понимаем, никак не достичь. Так формулируется конкретный запрос к ученым: как решить проблему качественно и экономно, как найти наиболее эффективный вариант?  Мэрия, со своей стороны, готова сделать то-то и то-то – решить вопрос и с землей, и с коммуникациями, и выделить специальный грант. Соответственно, мэрия принимает программу, где это все прописано и на что выделена определенная сумма денег. И если финансов будет не хватать, мэрия в состоянии инициировать инновационный проект, под который можно запросить средства из федеральных фондов.

Не стоит также забывать, что с энергоэффективностью тесно связана экология. И здесь муниципалитет также в состоянии выдвинуть свои требования  и обратиться с заказом к ученым.

В общем, почва для сотрудничества всегда найдется. Главное, чтобы ученые не выступали в роли просителей, а мэрия не выступала в роли благотворителя. Отношения должны выстраиваться исключительно на условиях партнерства. Не думаю, что руководителей города будет здесь кто-то бить по рукам. Им это вполне по силам и по статусу. А будут ли они такими вопросами реально заниматься, время покажет.

 

Олег Носков