Барьеры для роста

Как мы помним, чуть более месяца назад Новосибирский Академгородок посетил президент РФ Владимир Путин, где он провел совещание, посвященное вопросам развития научных организаций. Событие для нашего города, конечно же, неординарное, и не приходится сомневаться в том, что приезд главы государства был воспринят в институтах СО РАН как хороший знак для Научного центра. Дескать, нас помнят, на нас надеются, на нас рассчитывают, а значит, впереди у Академгородка новый этап развития.

Не так давно эту тему новосибирские журналисты обсудили в пресс-центре «ТАСС-Новосибирск» вместе с представителями науки и местной власти. В центре внимания, конечно же, был упомянутый визит главы государства. Именно с ним руководство СО РАН сегодня связывает реализацию серьезных проектов, непосредственно затрагивающих развитие всего Научного центра. Как заметил первый заместитель председателя СО РАН Павел Логачёв, наших ученых воодушевило намерение Путина создать «мощную» науку в регионах. Его визит в Академгородок считают беспрецедентным по своему формату.

«Он провел в Академгородке заседание Совета при президенте по науке и образованию, он провел здесь процедуру вручения премий для молодых ученых, которая до этого проводилась только в Кремле. И это само по себе очень серьезный знак – указание на то, что для государства этот регион становится зоной пристального внимания и особых надежд», - отметил Павел Логачёв.

По словам ученого, глава государство положительно отнесся к тому, что именно здесь – на территории Сибирского региона – в ближайшее время должен реализоваться масштабный научный проект уровня «мега-сайенс». Речь идет о создании специализированного источника синхротронного излучения как мультидисциплинарного инструмента, который позволит развивать и получать значимые результаты во многих науках, а также на стыке наук. Павел Логачёв выразил уверенность в том, что президент прекрасно понимает значимость такой цепочки для фундаментальной науки, а также то, что дальнейшее развитие инструментальной базы является сейчас главной задачей.

С еще большим оптимизмом высказался по этому поводу директор Института катализа СО РАН Валерий Бухтияров. Он признал, что в свое время отношения между наукой и властью находились в состоянии «броуновского движения», то есть ученым было совершенно непонятно, какие шаги со стороны государства будут предприняты в отношении научных организаций. Академическая общественность жила в состоянии тревожных ожиданий, вызванных реформой РАН. Теперь же, по мнению Валерия Бухтиярова, ситуация серьезно изменилась, причем – в лучшую сторону: государством определена стратегия развития, увеличено финансирование академических институтов. Наконец, сам президент выступил с законодательной инициативой, которая подчеркивает важнейшую роль Академии наук в вопросах развития страны. В частности, им признается значение академических структур в решении вопросов нашей обороноспособности. Валерий Бухтияров считает, что такой показательный шаг со стороны президента красноречиво свидетельствует о его позитивном отношении к отечественной науке. Самое главное, считает ученый, - президент подкрепил амбиции Новосибирска называться «научной столицей Российской Федерации». Именно в этом контексте теперь рассматривается проект дальнейшего развития Академгородка (получивший  - «с легкой руки» врио губернатора НСО Андрея Травникова - название «Академгородок – 2.0»).  

В общем, если судить по приведенным высказываниям, руководители институтов СО РАН пребывают в состоянии легкой эйфории от действий президента.

Я не буду здесь ссылаться на то, что мы находились в ситуации предвыборных состязаний, когда кандидату на пост президента необходимо любым способом произвести позитивное впечатление на потенциальных избирателей, в том числе и на ученых. Будем исходить из того, что Владимир Путин осуществляет такие шаги не как кандидат, а как действующий глава государства. Иными словами, он в самом деле обеспокоен обороноспособностью страны и за последние годы успел глубоко осознать связь между научным потенциалом и уровнем решения стратегических задач, включая и вопросы оборонки. Получили ли мы, в таком случае, полную ясность относительно будущего наших академических институтов? Понятнее ли нам стала степень участия государства (в лице Федерального руководства) в вопросах развития нашего Научного центра?

В этой связи возвращаюсь к вопросу реализации проекта по созданию мегаустановки, о которой говорил Павел Логачёв.  Президент, как было сказано, высоко оценил  этот проект, поскольку с ним напрямую связана дальнейшая судьба российской фундаментальной науки. В то же время совершенно непонятно, на какую материальную поддержку можно рассчитывать Академгородку в реализации данного проекта. Президент, скажем так, пока что поддержал ученых Академгородка только морально. Что касается материальной поддержки, то на этот счет ничего конкретного с его стороны не обещано. Причем, мы не говорим сейчас о финансировании отдельно взятых институтов. Речь идет о развитии необходимой инфраструктуры, адекватной реализации столь амбициозных проектов. С этим как раз нет полной ясности: за чей счет и под чьим руководством будет создаваться соответствующая ресурсная база?

Отметим, что уже сейчас Академгородок испытывает серьезные трудности с подключением новых объектов к электросетям. Фактически, это просто ставит крест на дальнейшем развитии указанных территорий. По мнению специалистов в области энергетики, правый берег Новосибирска вообще подошел к исчерпанию лимита на подключение. Если же говорить об установке синхротронного излучения, то для её работы, как указал Павел Логачёв, необходимо подать мощность на уровне 20 МВт. На сегодняшний день сделать это почти не реально (во всяком случае, без ущерба для других потребителей электроэнергии). Готов ли президент решить эту проблему? Ответа пока еще нет. И не потому, что президент не в курсе. А потому, что конкретные решения отложены на неопределенное будущее – настолько неопределенное, что в руководстве СО РАН вынуждены на такие вопросы разводить руками. Как было сказано, в настоящее время просчитываются разные варианты. И еще не факт, что мегаустановку получит «обновленный» Академгородок. Даже если проект стартует в Новосибирской области, есть вероятность того, что синхротронный излучатель окажется на левом берегу – в поселке Краснообск.

Впрочем, по мнению Павла Логачёва, и в Краснообске, и в Академгородке условия подключения практически одинаковы. Поэтому он не видит никакого экономического смысла в том, чтобы переносить мегаустановку так далеко от Научного центра. Для ее подключения в любом из этих мест необходимо построить новую подстанцию.

«Сейчас, - отметил ученый, -  требуется еще одна подстанция мощностью 60 МВт. Только в Академгородке она будет востребована полностью и закроет еще очень многие дополнительные задачи. А в Краснообске она, скорее, будет избыточной».

Как видим, принципиально важный для дальнейшего развития отечественной науки проект уперся в серьезные инфраструктурные ограничения. И принципиально то, что лихолетье 1990-х здесь уже совершенно ни при чем. Почему-то случилось так, что в достаточно благоприятные «нулевые» годы на эти вопросы у нас закрывали глаза рукой, «втыкая» высотки по всему городу где только можно (особенно – на правом берегу). Параллельно с высоких трибун оглашались какие-то космические проекты, в то время как наш славный Минфин откровенно «зажимал» деньги на развитие инфраструктуры в регионах, вкладывая при этом миллиардные суммы в американские правительственные облигации.

Что касается Новосибирского Академгородка, то именно здесь вопрос запуска новой подстанции в течение пяти лет решался, что называется, на повышенных тонах. Как мы знаем, подстанция «Академическая-2» из-за бюрократических передряг фактически лишилась федерального финансирования и была достроена на деньги из регионального бюджета. Это обстоятельство (из-за нерешенности вопроса собственности) послужило источником конфликта между руководством СО РАН и региональным правительством. Только в прошлом году спор удалось разрешить, и в скором времени (как уверяют в областном правительстве)  объект начнет работать.

Как будут обстоять дела с новой подстанцией, необходимой для запуска мегаустановки? Есть ли у руководителей институтов гарантии, что глава государства в ближайшее время инициирует необходимые инфраструктурные проекты с адекватным уровнем федерального финансирования? Ответа на эти вопросы я так и не получил. И похоже на то, что в руководстве СО РАН ясности по этому поводу пока что ничуть не больше.

Олег Носков