Отдел науки «Газеты.Ru» разобрался в том, что имел в виду Барак Обама, однозначно говоря, чья ракета сбила «Боинг», и в том, для чего создавались американские инфракрасные спутники-шпионы и какие вспышки на Земле они могут фиксировать.
В своем обращении к нации, сделанном 18 июля, президент США Барак Обама заявил, что у США имеется твердое доказательство того, что самолет малайзийской авиакомпании Malaysian Airlines был сбит ракетой класса «земля-воздух» с территории, контролируемой украинскими сепаратистами.
Засечь место и траекторию полета подобных ракет способна американская система геосинхронных спутников контроля за запусками баллистических ракет, на создание которой США потратили миллиарды долларов. В отличие от геостационарных спутников, которые висят на высоте 36 000 км над одной точкой экватора, геосинхронные висят над одной долготой Земли, передвигаясь вдоль меридиана в такт своему суточному вращению вокруг Земли.
«Эта система была создана для обнаружения баллистических ракет, а затем она была усовершенствована для обнаружения небольших тактических ракет, в том числе зенитных. Сейчас она является основным информационным источником, потому что спутники так называемой видовой разведки — низкоорбитальные, пролетел — и его нету полтора часа».
«А спутники обнаружения ракет висят постоянно», — рассказал «Газете.Ru» кандидат технических наук, заместитель генерального директора ИТЦ СКАНЭКС Алексей Кучейко.
Еще в 1970-х годах Пентагон в рамках программы Defense Support Program (DSP) запустил серию высотных спутников с постоянно направленными на землю инфракрасными телескопами. Их чувствительные приемники были способны фиксировать инфракрасные вспышки, создаваемые раскаленными газами баллистических ракет наземного и морского базирования.
Однако еще во время вьетнамской войны американские военные заметили, что подобные спутники способны фиксировать и куда более «холодные» инфракрасные события — например, пуски ракет малой дальности, ракет ПВО, взрывы в воздухе и ядерные испытания.
Главной целью этих систем было отслеживание пусков баллистических ракет СССР и Китаем, однако благодаря чувствительности оказалось возможным с орбиты фиксировать лесные пожары и пожары на нефтезаводах. В декабре 1975 года администрация США получила информацию о том, что СССР предпринял попытку ослепить разведывательные спутники сильным инфракрасным излучением. Позднее оказалось, что это был всего лишь пожар на трубопроводе.
Во время ирано-иракской войны спутники системы DSP успешно фиксировали пуски советских ракет «земля-земля» Р-17, более известных в мире как «Скад», и даже зенитных ракет. В рамках программы Slow Walker, позволявшей фиксировать и медленно летящие цели,
американские спутники использовались для отслеживания по выхлопу двигателей советских стратегических бомбардировщиков Ту-22.
В последние годы этой группировке пришло на смену новое поколение геосинхронных разведывательных спутников — Space Based Infrared System (SBIRS). Эта система состоит из двух (по другим сведениям, четырех) спутников на геосинхронной орбите и пары спутников с датчиками, летающих по вытянутой орбите.
«Это очень, очень точная система, имеющая постоянное покрытие, особенно над Россией и Украиной», — пояснил руководитель американского исследовательского центра Missile Defense Advocacy Alliance Рики Эллисон.
В настоящее время на геосинхронной орбите находятся два спутника, изготовленные компанией Lockheed Martin, вся программа оценивается в $2,35 млрд. Недавно компания выиграла контракт на поставку еще двух спутников для группировки в сумме $1,86 млрд.
Вполне вероятно, что пуск зенитной ракеты по самолету в Донецкой области был отмечен яркой вспышкой на экранах мониторов на базе ВВС США Бакли в Колорадо, куда стекаются данные с системы SBIRS. По мнению Эллисона, точность данных позволяет определить место старта и тип ракеты. «Каждая ракета имеет свои особенности выхлопа», — считает он.
Однако, по мнению Алексея Кучейко, с фиксацией места пуска и типа ракеты не все так просто: «Благодаря непрерывному наблюдению они могут засекать и сопровождать цель, факел работающего двигателя, особенно когда ракета поднимается на высоту больше 5–6 км, выходит за облака, факел становится большим — и отметочка хорошая.
Технические возможности позволяют обнаружить не место пуска ракет, а ракету, набравшую определенную высоту, и определить уже баллистическим расчетом, откуда она могла стартовать.
Но точность у них низкая. По сравнению с видовым наблюдением, где точность составляет полметра в пикселе, точность определения местоположения у этих спутников — километры».
Очевидно, именнно спутник SBIRS имели в виду представители Министерства обороны РФ, когда в понедельник на брифинге заявили, что в момент крушения «Боинга» над территорий Юго-Востока Украины находится американский спутник.
Представители Минобороны заявили о том, что американская сторона должна публично продемонстрировать снимок, который бы доказывал пуск ополченцами ракеты, сокрушивший малайзийский «Боинг».
«По нашим расчетам, с 17.06 до 17.21 московского времени 17 июля над юго-восточными районами Украины действительно пролетал американский космический аппарат, это аппарат экспериментальной космической системы, предназначенный для обнаружения и отслеживания пусков ракет различной дальности, — сказал Картаполов. — Если у американской стороны есть снимки с этого спутника, просили бы предоставить их мировому сообществу для детального изучения. Случайность это или нет, но время катастрофы малайзийского Boeing и время наблюдения американского спутника за украинской территорией совпадают».
В отсутствие снимков американских военных спутников имело бы смысл обратиться к фотографиям частных космических корпораций. Так, компания DigitalGlobe попыталась сделать снимки места падения в день катастрофы, однако ей помешала сплошная облачность.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии