Пресс-тур был организован 10 июля – в канун 100-летия выдающегося физика - академика Самсона Семеновича Кутателадзе, руководившего Институтом теплофизики с 1964 по 1986 гг. Фактически, Самсон Кутателадзе заложил тот идейный фундамент, на который по сию пору опирается научный коллектив Института. И речь идет не только об исследовательских направлениях. Это – целая философия, без которой сегодняшним сотрудникам невозможно представить свою работу. Можно сказать, что речь идет о традиции – традиции в хорошем смысле слова.
Сергей Алексеенко: «Мы все считаем себя учениками Самсона Кутателадзе». Сегодня у Института теплофизики - целый пакет разработок конкретно для Новосибирска. В основном это разработки, связанные с модернизацией энергетических систем, с энергосбережением, с утилизацией отходов, с использованием возобновляемых источников энергии. Как отнесется к ним руководство города, пойдет ли навстречу, проявит ли интерес, время покажет. Ученые, во всяком случае, готовы к такому сотрудничеству. Благо, им есть что предложить. Ведь ориентация на практический результат – это, по сути, основное кредо Института. И большая заслуга здесь принадлежит как раз Самсону Кутателадзе. «Делайте то, что будет полезно людям» - так наставлял он своих учеников.
И вот что удивительно: сам Институт изначально создавался для решения военных задач. А вот теперь – огромный «веер» исследовательских направлений для мирной жизни. Нельзя не отметить, что сотрудники Института успешно работают с зарубежными коллегами, а некоторые научные монографии переиздаются в разных странах на иностранных языках. Фундаментальные заделы гармонично сочетаются с решением задач сугубо прикладного плана. Пожалуй, в Институте теплофизики далеки от того, чтобы просто так удовлетворять любопытство за государственный счет. Теория и практика спаяны здесь неразрывно. Возможно, это именно та традиция, о которой мы говорили выше.
Александр Павленко – прямой ученик Самсона Кутателадзе. «Когда я только начал работать в лаборатории Самсона Семеновича и стал изучать его труды, - вспоминает он, - меня поразил тот спектр задач, им решенных, широта его взгляда. Даже сегодня поражаешься глубине его книг, количеству тех идей, которые там заложены. Его книга – «Основы теплообмена при кипении и конденсации», - написанная в 1949 году, сразу была переведена на английский язык Атомной комиссией США и является, по сути, одним из важнейших учебников».
Лаборатория низкотемпературной теплофизики: «Мы здесь работаем, чтобы не было второго Чернобыля и второй Фукусимы». Примерно так можно сформулировать значимость проводимых здесь исследований. Простому обывателю, наверное, невдомек, что научные исследования процессов испарения, конденсации и кипения напрямую связаны с нашей безопасностью в условиях современной технической цивилизации. А ведь взрываются не только ядерные реакторы, но даже коллайдеры.
К счастью, дело, которому посвятил жизнь Самсон Кутателадзе, есть кому продолжить – в Институте теплофизики много молодых энтузиастов. В их числе – лауреат премии имени Самсона Кутателадзе, кандидат физико-математических наук Антон Суртаев.
Заведующий лабораторией интенсификации процессов теплообмена Олег Кабов рассказывает журналистам о разработках космической важности. И это – без всяких преувеличений! Немногие, наверное, знают, что эта работа создавалась для нашего ответа американской программе «звездных войн». Советскому Союзу нужен был мощный компьютер. Спрашиваете, какая связь между компьютером и процессом теплообмена? Связь прямая – чтобы нормально работал компьютерный процессор, его нужно эффективно охлаждать. Это – одна из серьезнейших задач, которую как раз решают специалисты в области теплофизики. Сейчас на пути развития вычислительной техники с новой силой встали те же проблемы: чем интенсивней работает процессор, тем сильнее он нагревается. Так что работы у наших спецов – непочатый край.
Мал золотник, да дорог: результаты исследований с помощью вот этой установки, умещающейся на обычном письменном столе, могут стать большим шагом для всего человечества. Как говорил по такому поводу Самсон Кутателадзе: «Чем меньше установка, тем больше результат».
А вот это устройство имеет прямое отношение к космосу – его планируют применить на Международной космической станции.
Всё – своими руками! Нормальный ученый-физик должен быть хорошим инженером. Доказано на практике. В Институте теплофизики СО РАН к инженерному искусству относятся очень серьезно. И это, кстати, опять же укладывается в те принципы, что были утверждены Самсоном Кутателадзе. Сам Самсон Семенович состоялся инженером прежде, чем он стал известным ученым. И всегда, как замечают его ученики, с большим вниманием и уважением относился к тем сотрудникам, которые работали руками. Даже простой токарь здесь – уважаемая личность. А куда без него?
«Нет будущего без угля, особенно в Сибири!» - это еще одна из идей Самсона Кутателадзе, можно сказать – его завещание. Самсон Кутателадзе делал ставку на угольное топливо. Его подходы развивают сегодня сотрудники Института. Переход на ВУТ можно осуществить в Новосибирской области хоть сейчас. Была бы, как говорится, политическая. Но это уже – вопрос к политикам, а не к ученым.
Олег Носков
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии