Золы могут стать золотыми

Лучше поздно, чем никогда – так можно охарактеризовать несколько запоздалую реакцию официальных лиц города на серьезную проблему, обсуждаемую и уже РЕШАЕМУЮ в других городах. Речь, как вы поняли, идет о проблеме утилизации и переработке золошлаковых отходов ТЭЦ – о чем мы писали ранее. Овраги, куда можно все это сваливать, заканчиваются. Государство, к тому же, не склонно спускать дело на тормозах, и рано или поздно мы станем свидетелями утверждения жестких экологических нормативов, давно принятых во всех развитых странах.

Короче говоря, находиться в пассивном ожидании того дня, когда проблема «рассосется» сама собой или ее решит кто-то другой, не приходится. И в мэрии это хорошо понимают. То же самое понимают и новосибирские энергетики. Конечно, лет пять в запасе у них имеется. Но это время пролетит незаметно – как незаметно пролетели предыдущие пять-шесть лет, когда новосибирские ученые отправляли в мэрию свои предложения по утилизации золошлаковых отходов. Тогда – пять лет назад – еще была надежда на свободные овраги. Сегодня она тает с каждым днем.

Правда, кое-кто из чиновников еще питает надежды на повальную газификацию, на возможность включиться в инвестиционные программы «Газпрома». Но это не более чем иллюзия. Даже сами энергетики – представители ОАО «СибЭко» - относятся к таким планам с огромным скепсисом. Дело в том, что государство совсем не намерено отказываться от угля, тем более в Западной Сибири. А кроме того, перевод тех же новосибирских ТЭЦ на газ влетит в такую сумму, в сравнении с которой инвестиции в переработку золошлаковых отходов покажутся сущими копейками.

В общем, времени на решение проблемы осталось немного. Самое интересное, что такие решения есть. Причем решения технически и экономически обоснованные. Что же, спрашивается, мешает внедрить их в жизнь?

Надо сказать, это сакраментальный вопрос: почему Новосибирск, где существует достаточно солидный научно-технический и производственный потенциал, отстает от других городов страны в плане внедрения инноваций подобного рода? Мы бы чувствовали себя спокойнее, если бы наши соседи не утирали нам нос в таких делах. Так, в Алтайском крае утилизация зол и шлаков налажена достаточно хорошо. То же самое можно сказать и о Кемеровской области. Недавно в Новокузнецке был запущен подобный проект, причем – не без активного участия городской администрации. Чего же у нас никак не срастается?

Чтобы выявить подводные камни, мешающие решению проблемы, департамент промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии Новосибирска организовал очередное собрание Инвестиционного Делового Клуба, посвятив его теме утилизации и переработки золошлаковых отходов. Мероприятие состоялось 4 декабря, в Большом зале мэрии. Собралось примерно пятьдесят человек – чиновники, ученые, технологи, проектировщики, руководители предприятий стройиндустрии, банкиры и, главное, - представители компании «СибЭко», главного монополиста в энергетическом секторе области.

В итоге выяснилось следующее. Так, в стране есть конкретные проекты, конкретные предложения по утилизации и переработки зол и шлаков ТЭЦ. Проблема, которую приходится на начальном этапе решать ученым, технологам и проектировщикам связана с качественным составом отходов. Их нужно проверять, сортировать и сертифицировать. А равным образом – сертифицировать полученную продукцию. Например, зольный кирпич или стеновой блок. Как заметил директор Института химии твердого тела и механохимии СО РАН академик Николай Ляхов, зачастую продукция, которую изготавливают предприятия стройиндустрии (тот же зольный кирпич), не имеют никаких сертификатов.

Что это значит? Это значит, что строители используют такие изделия на свой страх и риск. Получается, что такой товар в каком-то смысле является «левым», и используется благодаря тому, что Стройнадзор зачастую закрывает глаза рукой на то, что делается на стройках. Проектировщики его не упоминают, а подрядчики надеются на авось. И это – очень серьезная проблема, мешающая развитию рынка подобных товаров.

Данное обстоятельство, надо сказать, настораживает самих энергетиков. Один из предложенных проектов утилизации и переработки ЗШО предполагает организацию системы сухого золошлакоудаления со стороны самих энергетиков. Они могут вложить средства в это дело либо сами, либо привлечь инвесторов. В любом случае, по данному проекту переработка должна осуществляться на территории ТЭЦ, где, по сути, создается дополнительное предприятие по переработке зол и шлаков. Руководители энергетической компании, естественно, относятся к таким предложениям сдержанно. Как сказал один из представителей ОАО «СибЭко»: «Мы пока не видим гарантий, что созданный нами на основе отходов товар будет востребован на рынке». Разработчики проекта, со своей стороны, указывают на то, что в бизнесе без риска никак, и данное правило распространяется на весь строительный рынок. Например, на производителей цемента. Где гарантия, что весь произведенный товар будет востребован отраслью? Точно так же, уточняют они, дела обстоят и с переработкой золошлаковых отходов. Риск есть везде!

Впрочем, есть и другой подход, реализованный, кстати, в Новокузнецке. Здесь энергетикам никакую технологию внедрять не нужно – достаточно просто отдавать отходы даром. Но только даром! Производитель забирает этот, грубо говоря, мусор, и самостоятельно превращает его в сырье для стройиндустрии. Точнее, сам перерабатывает отходы и сам производит изделия для строительства. То есть осуществляет полный цикл.

Таким образом, Новосибирску предложено два варианта по решению проблемы. 

Энергетикам стоит выбрать: либо создавать на своей территории производство по переработке отходов, которые будут продаваться производителям материалов и изделий, либо отдавать отходы даром.

Так что энергетикам необходимо определиться: или просто избавляться от отходов – чтобы не платить штрафы или арендную плату за территории для складирования этого мусора. Или организовывать у себя площадки по переработке. Желание подзаработать на продаже мусора (то есть на не переработанных отходах) вряд можно счесть разумным. Выбирать в любом случае придется.

Что может сделать мэрия Новосибирска в сложившихся условиях? Разумеется, при серьезном подходе к делу необходимо будет аккуратно подтолкнуть монополиста к какому-то решению. Как это сделать, пока еще ясно не до конца, не способы наверняка имеются. Недаром в официальном протоколе собрания было прописано решение: рассмотреть возможности муниципалитета простимулировать энергетические компании к внедрению технологий сухого золошлакоудаления. Подчеркиваем, это лишь один из вариантов. Если энергетики не готовы к такому варианту, им ничто не мешает наладить бесплатную отгрузку отходов производителям. Не мешает объективно. Препятствия могут быть чисто субъективные – желание получить прибыль из ничего. И как раз вот это желание муниципалитет должен у них отбить.

 

Олег Носков