Как мы сообщали еще осенью, европейские политики высказывали большие опасения по поводу предстоящей зимы. Энергетический кризис и «зеленая» трансформация генерирующих мощностей (включая закрытие тепловых и атомных электростанций) сделали европейскую систему энергоснабжения весьма чувствительной к низким температурам. А поскольку Европа принципиально отказалась от дешевых российских энергоносителей, ситуация – при определенных обстоятельствах – могла стать критической.
Накануне зимы всё это бурно обсуждалось. И поскольку обстановка во многом была беспрецедентной, эксперты выдавали весьма мрачные сценарии развития событий на случай аномально холодной зимы. И как мы знаем, именно к такой зиме началась тщательная подготовка, вынудившая даже самых ярых сторонников «зеленого» энергоперехода согласиться с запуском законсервированных угольных ТЭС и продлением срока эксплуатации атомных реакторов. Напомним, что согласно самому пессимистичному сценарию британских специалистов, при аномальном падении температуры веерных отключений в этой стране было не избежать. Не лучше ситуация выглядела для Франции, где была отключена почти половина атомных реакторов. А также для Германии, слегка переборщившей с созданием «чистой» генерации. В принципе, в условиях аномально холодной и безветренной погоды не только немцы, но и их ближайшие соседи из Дании и Нидерландов рисковали испытать всё то, что испытали жители Техаса в феврале 2021 года.
К счастью для Европы, прошедший январь (традиционно считающийся самым холодным месяцем в году) оказался на редкость теплым. Как указывает агентство Bloomberg, согласно спутниковым данным в минувшем январе средняя температура на европейской территории оказалась на 2,2 градуса выше, чем в среднем за 30 лет. Волна тепла, накрывшая северное полушарие еще с декабря, сделала Новый год в Европе самым теплым за всю историю наблюдений. Так, в Австрии на бесснежных холмах было теплее, чем в Северной Африке. В Восточной Европе, на Балканах, в Финляндии, на Северо-Западе России и даже на острове Шпицберген были зарегистрированы самые высокие температуры, превышающие средние сезонные значения.
По мнению климатологов, январь 2023 года является исключительным, что рассматривается ими как еще одно подтверждение глобального потепления. Если сравнить январские температуры нынешнего десятилетия с началом и серединой 1980-х, то мы обнаружим резкий контраст. То есть, судя по графику, среднее значение температур явно повысилось. Впрочем, речь сейчас идет в основном о Европе. В других местах планеты – в Северной Африке, Гренландии, Исландии, Северо-Востоке России - отмечались аномально низкие температуры. То же самое касается и Пиренейского полуострова. Поэтому переносить ситуацию «жаркого января» на весь мир нельзя.
В то же время общепланетарная динамика свидетельствует в пользу глобального потепления. Например, площадь ледяного покрова в Антарктиде достигла в январе самого низкого значения для этого времени года – на 31% ниже среднего. В Арктике ледовой покров были на 4% ниже среднего, что является уже третьим самым низким показателем января. Всё это дает основание климатологам бить тревогу по поводу климатических изменений, якобы вызванных выбросами парниковых газов. При нынешнем уровне выбросов, считают специалисты, к концу 2100 года средняя глобальная температура повысится на три градуса в сравнении с доиндустриальной эпохой, что (по мнению ученых) равнозначно катастрофе.
Нынешняя зима в целом также считается достаточно теплой. Это звучит не очень приятно для определенной части американцев, испытавших очередное воздействие арктического шторма (о чем мы писали), но слегка «расслабляет» европейцев и особенно – европейских политиков, сделавших в январе выдох облегчения после череды мрачных прогнозов. Теперь уже все в Европе настроены на то, что опасность замерзания миновала, а значит «климатическое оружие» России (в виде ископаемого топлива) не сработало. Как прямо признался один из европейских метеорологов, мягкая зима явно помогает Европе справиться с энергетическим кризисом. Не удивительно, что цены на энергоносители (включая природный газ) заметно снизились по сравнению с прошлым годом. Так, к началу января фьючерсы на природный газ резко упали из-за снижения потребления топлива.
Показательно, что в США также ходят благоприятные прогнозы на оставшуюся зиму, что, безусловно, способствует сохранению низких цен. Напряженность на энергетическом рынке, отмечают аналитики, заметно снизилась. Европа – благодаря мягкой зиме - постепенно восстановила запасы топлива. Соответственно, снизилась и конкуренция за поставки природного газа. К примеру, Германия еще в декабре смогла сделать «внеплановые» запаса газа, доведя их объемы до 90 процентов. На начало января европейские газовые хранилища в среднем были заполнены на 84%, что превышает обычную сезонную норму в 70 процентов. Кроме того, по мнению метеорологов, до последнего момента каких-либо предпосылок для захода в Европу холодного арктического воздуха не наблюдалось. Еще одна важная деталь: нынешняя зима выдалась «щедрой» на ветер. Поэтому многочисленные европейские ветряки работают в оптимальном режиме (чего не было в 2021 году). Это несколько снижает нагрузку на европейскую энергосистему, исключая возможности отключений из-за перегрузок. Попутно надо учесть и еще один фактор – снижение работы промышленных предприятий. Некоторые из них вообще прекратили производство, поскольку были не в состоянии платить возросшие цены на энергию.
Так или иначе, но в эту зиму Европу пока что «пронесло». Во всяком случае, пессимистичные сценарии не реализовались. Однако дает ли этот факт повод для оптимизма? Вряд ли упование на милость природы является хорошим итогом технического развития цивилизации. Всё, что на данный момент мы можем твердо констатировать – так это возросшую зависимость европейской энергосистемы от погодных явлений. Согласимся, что рассчитывать перед каждой зимой на благосклонность неких «высших сил», управляющих погодой, не совсем научно. И такой итог не в выгодном свете выставляет саму стратегию «низкоуглеродного» развития.
Кроме того, не будем забывать, что теплая зима считается неким закономерным следствием избыточно жаркого лета. И похоже на то, что в контексте борьбы с глобальным потеплением аномально жаркое лето вписывается в столь же пессимистичные сценарии, как и случаи с аномальной холодной зимой. Иначе говоря, современная европейская цивилизация одинаково не приспособлена ни к сильной жаре, ни к сильному холоду. И этот момент начинает осознаваться всё более отчетливо. По-хорошему, европейцам следовало бы учиться на опыте как Ближнего Востока, так и на опыте Сибири (в одном случае мы имеем дело с сильной жарой, в другом – с сильным холодом). Попытка продемонстрировать миру некий «особый» (и неизменно – «передовой») европейский путь развития, связанный с повальным переходом на ВИЭ, только усилит зависимость европейцев от погоды.
И напоследок. В то время как немцы пафосно провозглашали окончание «зависимости» от российских энергоресурсов (за что надо благодарить исключительно матушку-природу), на востоке США в начале февраля из-за сильных холодов в экстренном порядке расконсервировали мазутные электростанции. На такой шаг вынуждены были пойти власти Вермонта, Массачусетса, Лонг-Айленда, Коннектикута, Нью-Гэмпшира, где температуры опускались до – 30 градусов. Спрос на электроэнергию в вечерние часы резко превысил средние значения. Чтобы избежать блэкаута, местные энергетические компании были вынуждены использовать все доступные им мощности, включая мазутные электростанции совокупной мощностью 5 ГВт.
В общем, как убедительно показывает практика, борьба с углеродными выбросами оправдана как раз до тех пор, пока природа не выдаст какую-нибудь очередную погодную аномалию, от которой спасают именно эти резервные мощности, отнюдь не «зеленые».
Андрей Колосов
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии