Жара снова наступает

«Это не просто лето – это просто какой-то ад, и весьма скоро это станет просто концом человеческой жизни, если мы продолжим наше бездействие в отношении климата», - так у себя в Твиттере написала член Сената Франции Мелани Фогель, отреагировав на невыносимую июльскую жару. По ее словам, температура на юге Франции вышла на отметку 48 градусов Цельсия, а в Испании – поднялась аж до 59 градусов!

Об этом вопле души французского политика сообщает агентство Bloomberg. Скорее всего, данные по температуре здесь несколько завышены и просто передают эмоциональную реакцию на происходящее. Но в любом случае июль реально задал жару европейцам, пережившим перед этим аномально жаркие июньские волны тепла (о чем мы уже сообщали).

Юг Европы уже в течение нескольких недель охвачен сильными лесными пожарами, вызванными жарой. Так, в Испании в середине июля было зафиксировано примерно 30 очагов возгорания. Особо сильные пожары полыхают в Кастилии, Леоне и Галисии. На северо-западе провинции Самора были эвакуированы более 6000 человек из 32 деревень (есть как минимум двое погибших). В Галисии эвакуировано более полутора тысяч человек. По официальным данным, в этом году уже сожжено 70 тысяч га леса, что в два раза превышает средние показатели за последнее десятилетие.

Угроза пожаров сохраняется в соседней Португалии. Для борьбы с пятью крупными очагами возгорания было задействовано более тысячи пожарных. Из деревень были эвакуированы сотни людей, а одна пожилая пара просто сгорела заживо в собственном автомобиле. Крупные пожары охватили винодельческий район Жиронда на юго-западе Франции. Эвакуация затронула 34 тысячи человек. До середины июля пожары успели уничтожить более 19 тысяч га растительности. Для борьбы со стихией пришлось задействовать порядка двух тысяч пожарных, поддержанных специальной авиационной техникой. Отмечается, что такие пожары в данном регионе являются самыми высокими за последние тридцать лет.

В Греции команде пожарных удалось за сутки ликвидировать не менее 73 очагов возгорания. Однако высокая пожароопасная обстановка в стране сохраняется до сих пор.

К сожалению, лесными пожарами дело не ограничилось. Жара уверенно двинулась на север, охватив умеренно-прохладные европейские страны. Печальные плоды погодных аномалий пожинает теперь Великобритания, где в этом июле был установлен очередной температурный рекорд. Впервые за всю историю наблюдений температура на Туманном Альбионе перешагнула за порог в 40 градусов Цельсия!  Предыдущий рекорд был установлен три года назад, когда была зафиксирована температура в 38,7 градусов Цельсия. То, что произошло здесь этим летом, воспринимается как совершенно беспрецедентный и потому «непредвиденный» случай. И похоже на то, что к таким погодным сюрпризам англичане оказались технологически не совсем готовы, и данный факт способен насторожить нас больше, чем даже лесные пожары, давно уже ставшие привычными.

Как выяснилось, британская инфраструктура совершенно не рассчитана на такие беспрецедентно высокие температуры, в силу чего власти этой страны вынуждены были ввести чрезвычайное положение. Экстремальная жара нарушила движение поездов и авиационное сообщение. По информации агентства Bloomberg, с наступлением жары были приостановлены полеты в лондонском аэропорту Лутон и на базе королевских ВВС Брайз Нортон из-за сообщений о «расплавлении» взлетно-посадочных полос. Со своей стороны, британская сеть железных дорог сообщила о термической деформации рельсов на участке железнодорожных путей в центре Лондона, отметив, что температура достигала здесь 48 градусов Цельсия. По официальной информации, это привело к значительному числу сбоев в движении поездов.

Несмотря на невыносимую жару, миллионы британцев вынуждены были заниматься своими служебными обязанностями в столь непривычных и весьма некомфортных условиях. Досталось также и домашним питомцам, которые вполне могли пострадать от теплового удара и от ожога лап.

Но наибольшую озабоченность, конечно же, вызывают инфраструктурные проблемы. Как заявил министр транспорта Великобритании Грант Шаппс, потребуется еще много лет на то, чтобы полностью модернизировать британскую инфраструктуру, приспосабливая ее к новым климатическим условиям с их высокими температурами. По словам чиновника, значительная ее часть была создана еще в викторианские времена, когда о таких высоких температурах никто не мог помыслить.

Как и следовало ожидать, ученые связывают экстремальные волны тепла с климатическими изменениями, предрекая, что в будущем частота таких волн только усилится. В общем, ничего оригинального мы на этот счет не слышим. Путь по исправлению ситуации предлагается один – переход на возобновляемые источники энергии. Однако в этой связи необходимо обратить внимание на некоторую неувязку, содержащуюся в стратегии «зеленого» энергоперехода, на котором всё ещё помешаны руководители европейских стран.

Возьмем ту же Великобританию, испытавшую беспрецедентный шок от аномальной жары. Как мы знаем, эта страна находится в числе лидеров по избавлению от ископаемого топлива. В принципе, официальные планы по реализации так называемой климатической повестки пока еще сохраняются в силе (хотя, о чем мы писали, постепенно начинают вызывать скепсис). За последнее десятилетие здесь были затрачены миллиардные суммы на «озеленение» энергетики путем резкого увеличения доли ВИЭ. И каков конечный результат?

Как видим, Природа не почувствовала этих усилий и нанесла очередной – уже весьма чувствительный – тепловой удар, к которому (еще раз отметим) британская инфраструктура оказалась неготовой. И теперь, если принять во внимание слова британского министра, потребуются новые миллиарды на перестройку инфраструктуры с целью ее адаптации к таким аномалиям, которые (как о том пишут ученые) грозят стать нормой.

Спрашивается, насколько рациональна выбранная «зеленая» стратегия? Насколько вообще рациональны усилия человечества по «исправлению» климатической ситуации? Не лучше ли вместо этой всемирной мобилизации напрямую потратить миллиардные суммы на технологическую адаптацию к меняющимся условиям в отдельно взятых регионах, как на том настаивают противники тотального перехода на ВИЭ? В настоящее время эта позиция выглядит вполне здравой, особенно на фоне вынужденного возврата тех же европейцев к «грязному топливу». Пока не будем загадывать, оправдаются ли ожидания от перехода на чистую энергию в отдаленном будущем. Тем не менее, уже сейчас, оценивая уязвимость европейской инфраструктуры перед лицом экстремальных температур, становится понятной неизбежность серьезного переосмысления наших возможностей по улучшению климата.

Андрей Колосов