Жара переходит в новую фазу

Как мы знаем, в начале августа вступил в силу чрезвычайный план ЕС по сокращению потребления природного газа странами-участницами на 15 процентов. Данное решение является вынужденной мерой по предотвращению дальнейшего роста цен на энергоносители в связи с напряженной геополитической обстановкой (имеется в виду военная спецоперация РФ на Украине). Основная цель сводится здесь к тому, чтобы страны Евросоюза сумели пополнить запасы голубого топлива перед наступлением зимних холодов. Эти меры планируется продлить вплоть до марта следующего года, то есть до окончания отопительного сезона.

Впрочем, единогласия по данному вопросу в семье европейских народов пока что не наблюдается. Проблему дефицита энергоресурсов отдельные страны ЕС намерены решать по-разному. Венгрия, например, с чистой совестью заключает долгосрочные контракты с российским поставщиком, не выказывая при этом никаких намерений делиться газом с соседями. В Германии и Польше (о чем мы писали) очень рассчитывают на «альтернативные» поставки газа, а равно и на возврат к широкому использованию угля.

Тем не менее, Еврокомиссия серьезно настроена на экономию и уже морально готова к введению чрезвычайного положения применительно ко всему блоку. Если в странах ЕС предстоящей зимой возникнет острая нехватка газа, то будут применены меры к тому, чтобы жесткая экономия коснулась всех стран-участниц без всякого исключения. Отдельные страны уже сейчас демонстрируют полное понимание всей серьезности ситуации и готовятся к худшему. Так, правительство Швейцарии выразило готовность прибегнуть к принудительному нормированию голубого топлива, если других мер экономии окажется недостаточно. В настоящее время правительство этой страны настаивает на том, чтобы отключить отопление общественных зданий (в Швейцарии примерно 42% газа тратится на отопление жилых помещений, остальное расходуется транспортом, промышленностью и сферой услуг).  Дело дошло до того, что швейцарская комиссия по электроснабжению обратилась к домохозяйствам с призывом запасаться на зиму… свечами на случай отключения электроэнергии!  

Как видим, подготовка к зиме в Европе идет полным ходом и, судя по настроениям европейских политиков, там ожидают аномально суровую зиму. Очевидно, по контрасту с аномально жарким летом. Причем важно подчеркнуть, что как раз нынешнее аномально жаркое лето создает препятствия для благополучной «перезимовки».

Начнем с того, что в середине августа был поставлен новый ценовой рекорд на электроэнергию, усугубляющий и без того кризисную ситуацию на энергетическом рынке и грозящий рецессией. Так, в Германии цены за один мегаватт-час выросли шестикратно в сравнении с тем же периодом прошлого года. Всего лишь за два последних месяца произошло удвоение цены.

Такой стремительный рост цен в немалой степени подпитывается опасениями рынка по поводу снижения выработки электричества в условиях острого дефицита топлива предстоящей зимой. Ситуация развивается таким образом, что нехватку природного газа будет весьма сложно компенсировать за счет иных источников энергии. И здесь свою весомую лепту в осложнение проблемы вносит как раз погодная аномалия. Экстремальная жара, как ни странно, способствует удорожанию электроэнергии -  как в текущий период, так и на будущее.

Еще весной у европейских политиков были опасения насчет того, что сильная летняя жара вызовет сильный спрос на электричество ввиду необходимости кондиционирования помещений. Эти опасения сбылись в полной мере, и даже более того. Так, большие надежды возлагались на атомную генерацию Франции. Однако из-за сильного обмеления рек произошли сложности с эксплуатацией атомных реакторов, система охлаждения которых связана с использованием речной воды.

В Норвегии из-за падения уровня воды снизилась выработка электроэнергии на гидроэлектростанциях. Напомним, что эта страна (как совсем недавно Франция), является одним из важных экспортеров электричества в Европе.

Обмеление рек сыграло злую шутку и с немецкой энергетикой. Как мы уже неоднократно писали, в условиях снижения поставок природного газа Германия переключилась на уголь.  Для пополнения запасов угля его приходится завозить на баржах. К сожалению, в условиях мелководья рентабельность таких перевозок резко снижается ввиду того, что баржи загружаются всего лишь на 30-40 процентов. Безусловно, удорожание поставок топлива скажется и на цене вырабатываемого электричества.

Отметим, что небывалая засуха охватила этим летом примерно 47% территорий Евросоюза. Не лучше выглядит ситуация и в Великобритании, всегда отличавшейся высокой влажностью и относительно прохладным летом. Нынешний июль считается здесь самым засушливым с 1935 года. По прогнозам, сток рек в центральной, южной и восточной Англии будет исключительно низким как минимум до октября.

Показательно, что те же проблемы охватили и территории США. Как отмечает агентство Bloomberg, снижение из-за жары уровня воды в реке Колорадо создало критическую ситуацию с водоснабжением в Аризоне и Неваде. Сильное падение уровня воды в водохранилищах угрожает падением выработки электричества на гидроэлектростанциях. Чтобы избежать остановки турбин вследствие прекращения подачи воды, власти штатов вынуждены как минимум на 15% сократить водопотребление, чтобы предотвратить дальнейшее усыхание водохранилищ.

Как видим, природа устроила «внештатную» проверку для энергосистемы западных стран. Ситуация во многом является беспрецедентной. Хотя вряд ли можно сказать, что она была абсолютно непредсказуемой. Во всяком случае, для российских специалистов в области энергетики здесь нет ничего неожиданного. Рост цен в Европе ожидался ими без учета погодных аномалий. Последние только дополнительно усложнили ситуацию, но они не являются причиной проблем.

Совсем недавно мне стало известно, что сотрудники Института теплофизики СО РАН еще лет восемь назад проводили специальное исследование для «компетентных органов». Предметом исследования были европейские программы «зеленого» энергоперехода. Судя по всему, в руководстве нашей страны интересовались возможными последствиями этих новомодных инициатив. Для наших специалистов было очевидно: ускоренный отказ от ископаемого топлива в угоду ВИЭ рано или поздно создаст кризисную ситуацию, поскольку солнечные электростанции и ветряки с их относительно невысоким КПД никогда не смогут полноценно заменить тепловые электростанции. Поэтому сегодня, наблюдая углубление энергетического кризиса в Европе, наши ученые с легко иронией замечают, что не испытывают ни малейшего удивления от происходящего, поскольку предвидели это много лет назад.

Однако посодействует ли этот кризис переосмыслению «зеленых» стратегий в головах самих европейцев, пока что не очень понятно. Как мы знаем, обвинения в адрес «путинской России» с недавних пор стало очень удобным оправданием реальных просчетов и поспешных решений.

Андрей Колосов