«Зеленое соглашение» в обороне от фермеров

Как мы и ожидали, амбициозные скороспелые планы европейских бюрократов по «озеленению» сельского хозяйства получили мощную «ответку» со стороны сельских тружеников. Уже несколько месяцев европейские города лихорадит от массовых фермерских выступлений. Километровые колонны из тракторов, горящие шины, раскиданный навоз – таков сегодня суровый пейзаж многих европейских столиц и других городов. Пока западные политики переключают внимание общественности на зону боевых действий на территории Украины, у них под боком творится настоящий хаос, на который, как будто, они не обращают никакого внимания.

Действительно, может сложиться впечатление, будто лидеры европейских стран совершенно не впечатлены выступлениями фермеров. Но это не совсем так. Инициаторам «зеленой» трансформации сельского хозяйства пришлось сдать назад. Напомним, что главным раздражающим фактором для сельских тружеников стало экологическое законодательство ЕС, в основу которого были заложены основные положения европейского «зеленого соглашения», нацеленного на достижение к 2050 году так называемой климатической нейтральности. В контексте провозглашенных мер сельскому хозяйству надлежало стать более «устойчивым». С этой целью было запланировано сокращение вдвое использования пестицидов к 2030 году, сокращение на 20% использования минеральных удобрений, оставление части сельхозземель (до 10%) в нетронутом состоянии (например, под паром) и удвоение так называемого «органического» производства. Плюс ко всему в отдельных странах ЕС происходили постоянные атаки на животноводческую отрасль по тем же экологическим поводам (о чем мы много писали).

Первоначально казалось, что воля руководства ЕС в вопросах «зеленой трансформации» совершенно несгибаема. Однако массовый протест фермеров, достигший пика к началу нынешнего года, сделал свое дело. Как утверждает газета The Guardian, европейские политики были в ужасе от столь масштабных и агрессивных выступлений, и в итоге, начиная уже с февраля, пошли на компромисс. Глава Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен (та самая, которая год назад объявила о полном крахе российской экономики) призвала своих коллег прислушаться к обеспокоенности фермеров. В итоге Еврокомиссия отложила планы по запрету использования пестицидов. Также были отозваны требования относительно высвобождения части сельхозземель для решения экологических задач. И что самое показательное – были смягчены требования к выбросам парниковых газов!

Нет, нельзя сказать, что Еврокомиссия совершенно отказалась от планов по трансформации сельского хозяйства. Как бывает в таких случаях, вынужденное отступление от «зеленой» стратегии трактуется как очередной тактический маневр (здесь то же самое, что уже было в энергетической отрасли, когда из-за высокой стоимости углеводородов пришлось заново включать простаивающие угольные электростанции).

По признанию Урсулы фон дер Ляйен, сельскому хозяйству, так или иначе, придется перейти на более «устойчивую» модель производства, но пока что фермеры заслуживают более доверительного отношения к себе.

На уровне национальных правительств также начались отступления. Так, власти Германии смягчили свои планы по сокращению субсидий на дизельное топливо. Правительство Италии решило восстановить отмененное ранее налоговое освобождение для фермеров (по крайней мере, для какой-то части из них). Французские власти отказались от повышения налогов на дизель и даже решили выделить на поддержку сельского хозяйства до 600 миллионов евро. Вдобавок ко всему, в правительстве Франции пообещали не вводить для фермеров более строгие правила, чем правила ЕС, а также оградить их от ввоза дешевой импортной продукции. Определенные сдвиги произошли и в Нидерландах, где выступления фермеров из-за правительственных ограничений длятся уже с 2019 года. Речь идет о так называемых «азотных войнах», где яблоком раздора стали претензии властей к животноводческой отрасли. На волне этих противостояний зародилась новая партия право-популистского толка «Движение фермеров и граждан», уже одержавшая победу на местных выборах в прошлом году.  

Активизация правых партий и движений, спровоцированная волной фермерских протестов, вызывает сильное беспокойство у сторонников «зеленой» трансформации. Как мы знаем, в рядах правых политиков и активистов концентрируется наибольшее количество климатических скептиков, открыто выступающих против радикальных экологических инициатив, включая и меры по снижению выбросов парниковых газов. Их идейные противники из числа защитников климата с нескрываемой тревогой наблюдают за развитием событий. У некоторых из них компромиссные решения Еврокомиссии вызвали явное разочарование. Автор одной апрельской статьи в The Guardian даже охарактеризовал это как «великое зеленое отступление» (great green retreat).

По мнению автора статьи, Брюссель срывает выполнение экологических обязательств в угоду агробизнесу и уступая давлению со стороны «экстремистов». Экстремистами (extremists), как мы понимаем, названы им восставшие фермеры. Впрочем, это еще не самый хлесткий эпитет. Среди борцов за климат уже давно в ходу такие обозначения для недовольных фермеров, как «бандиты», «разрушители» или просто «злодеи». Особое опасение у защитников климата вызывает как раз тот факт, что на фоне фермерских выступлений усиливаются позиции правых радикалов, что может нанести серьезный удар по самой «зеленой» повестке.

Компромиссная позиция европейских чиновников, с легкостью сдавших позиции, это, якобы, еще полбеды. Как пишет автор статьи, опытные наблюдатели усматривают попытку навязать странам ЕС «коричневую» повестку с приходом нового состава Еврокомиссии. Образно говоря, на смену «зеленой» революции, знаменем которой стали когда-то радикальные эко-активисты, готовится «коричневая» реакция. Эту реакцию как раз олицетворяют восставшие фермеры и их новоявленные вожди из праворадикальных партий и движений.

Некоторые борцы на климат уже не скрывают своих пессимистических настроений. По их словам, компромиссная позиция нынешней главы Еврокомиссии рискует свести на нет ключевые экологические меры в сфере землепользования. И, по сути, от «зеленого соглашения» практически ничего не осталось.

Мы не будем сейчас прогнозировать дальнейшее развитие событий. Как бы то ни было, исход фермерских протестов еще не решен. Мало того, позиция сторонников «зеленой» трансформации в чем-то вызывает понимание, учитывая, что существующие методы землепользования на самом деле угрожают будущему. И здесь нам предстоит ответить на ключевой вопрос: есть ли пути безболезненной трансформации сельскохозяйственного производства, способные исключить экологический ущерб без угрозы продовольственной безопасности? Иначе говоря, способно ли современной сельское хозяйство перейти на так называемую «устойчивую» модель без сотрясения самой производственной деятельности?

Полагаю, что для ответа на поставленный вопрос необходимо разобраться с тем, что было «не так» в позиции европейских чиновников, руководствовавшихся (как принято считать) благими намерениями в отношении Природы и нашего будущего? Как мы уже упоминали в одном месте, перевести современное сельское хозяйство на «органические» методы через запреты невозможно в принципе. Вы только угробите ту систему производства, которая есть, не создав ничего взамен. Примером тому являются не только недавние события в Шри-Ланке, но и то, что мы наблюдаем сегодня в Европе. Как заявляют сами фермеры, они не могут смириться с совершенно «нереалистичными» правилами, навязанными им европейской бюрократией.

На наш взгляд, коренная ошибка чиновников ЕС заключается в намерении решить сложнейшую задачу суммой простеньких приемов. Надо исходить из того, что новая «устойчивая» модель сельского хозяйства формируется не росчерком пера, а длительной кропотливой работой, где главную роль должна играть новая система просвещения и новая система образования. Движение в «прекрасное будущее» не может идти иначе, чем через формирование углубленных знаний о Природе и через последовательное внедрение новых – природоподобных – технологий. Надеемся, что скоро правота данного тезиса станет очевидной для многих, в том числе -  для политиков.

Константин Шабанов