Загадки "замерзших" могил


Интервью РИА Новости ко Дню археолога чл.-к. РАН Натальи Полосьмак
16 августа 2023

В 1993 году на плато Укок в Горном Алтае археологи обнаружили курган с нетронутым захоронением скифского времени, принадлежащий пазырыкской культуре. В нем благодаря вечной мерзлоте сохранилась мумия женщины в удивительном погребальном убранстве. В прессе ее называют "принцессой Укока". В итоге удалось раскрыть многие тайны этого загадочного народа. Как жили и выглядели пазырыкцы, в интервью РИА Новости ко Дню археолога рассказала исследовавшая этот курган член-корреспондент РАН, доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института археологии и этнографии СО РАН Наталья Викторовна Полосьмак.

– С чего началось изучение пазырыкской культуры?

– В 1865 году академик В. В. Радлов раскопал в Катандинской долине большой курган. Тогда еще не было известно о существовании в Горном Алтае особой культуры скифского времени. До исследования памятника, давшего название пазырыкской культуре, оставалось 64 года.
С тех пор изучили много курганов, но тот первый, на мой взгляд, самый загадочный. Он принадлежал выдающимся пазырыкцам, чьи останки не сохранились. Академик Радлов писал, что на двух стоящих рядом погребальных ложах он обнаружил и зарисовал два лежащих на спине скелета, которые рассыпались в прах при попытке их собрать. В 1954-м курган исследовала экспедиция Эрмитажа под руководством А. А. Гавриловой. Оказалось, что погребенных сопровождали 22 коня — больше, чем во всех известных пазырыкских памятниках. Там нашли совершенно оригинальную одежду — кафтан и "фрак".

– Насколько многочисленным был этот народ в период расцвета и какую территорию занимал?

– Сейчас исследовали около 600 курганов, но это не показатель численности населения, даже если найти и раскопать все. В Республике Алтай проживают чуть больше 210 тысяч человек. Треть — в городах. Плотность населения очень невелика — 2,27 человека на квадратный километр. Примерно столько людей может вместить Алтай без ущерба для природы. Разумеется, в те далекие времена (2600-2300 лет назад) здесь было в десятки раз меньше, а места обитания пазырыкцев занимали всю горную систему Алтая на территории России, Казахстана, Монголии и Китая.
Несмотря на райские условия для скотоводства, детская смертность была высокой, продолжительность жизни небольшая, особенно у женщин, соответственно — низкая рождаемость. Возможно, это одна из причин того, что население формировалось в том числе из мигрантов как с запада, так и с востока от Алтайских гор.

– Были ли пазырыкцы воинственными? Каким было их общество?

– Пазырыкцы не отличались воинственностью. Об этом говорит отсутствие военных травм. В горных долинах, служивших убежищем, не было повода для военных действий. Конечно, они могли за себя постоять, владели обычным в то время оружием — луком, кинжалом, чеканом, щитами для конных всадников. Но сами не были инициаторами военных стычек.
Об устройстве пазырыкского общества известно немного. Даже о семье. Подразумевается, что она парная. Но это необязательно так, учитывая, что женщин, судя по уже исследованным погребениям, было значительно меньше, чем мужчин. Возможно, существовала полиандрия, как еще совсем недавно в Тибете. Без информации о семье все остальные построения имеют под собой довольно зыбкую основу. Из данных генетики мы знаем, что пазырыкскую женщину могли похоронить не со своим ребенком, а молодой и пожилой мужчины из одной могилы — вовсе не отец и сын. Погребальные традиции пазырыкцев, если и завязаны на родственных отношениях, то совсем не на тех, какие обычно представляют археологи, а на более сложных, примеры которых известны по этнографическим источникам.

Мы можем точно сказать, что в пазырыкском обществе было неравенство. Это подтверждают большие курганы с вместительными погребальными срубами из лиственничных бревен, сооружение которых требовало немалых трудозатрат. Похороненных в этих курганах мужчин и женщин сопровождали целые табуны породистых коней, в их могилах встречаются уникальные вещи, такие как ворсовые ковры или колесницы. Но чем они отличались от рядового населения? Происхождением? Личными качествами?

Чаще всего мы находим маленькие, скромные курганы. Мужчин сопровождал один конь, в женских могилах лошадей не было. Обязательный набор утвари, как и в больших курганах. Сосуд деревянный, керамический, роговой, деревянное блюдо-столик с куском мяса барана, железный нож. Мужчинам клали чекан, кинжал, лук с несколькими стрелами. У женщин — бронзовое зеркальце, иногда бусины.

И у мужчин, и у женщин украшения в зверином стиле, вырезанные из дерева и покрытые золотой фольгой. Причем мастерство исполнения изделий из рядовых могил часто не уступало тем, что в "царских".

То же можно сказать и об одежде. В тех редких случаях, когда она сохраняется, погребенный в маленьком кургане с одним конем мужчина одет в искусно сшитую нарядную шубу из меха овцы, сурка, белки, жеребенка. На нем штаны из шерстяной ткани, длинные войлочные сапоги-чулки и шлем, войлочный горит. Одежда — важная часть культуры и системы жизнеобеспечения каждого общества. И пазырыкский костюм — оригинальный и неповторимый — отличал представителей этой культуры от соседей.

– Одно из удивительных открытий связано с полиэтничностью пазырыкцев. Вы пишете, что они были, по сути, мигрантами. Какие внешние факторы могли свести их вместе? И как столь разные по происхождению люди уживались?

– Пазырыкская культура — многосоставная. В ней есть монголоидный, европеоидный компоненты и более древний, автохтонный, занимающий как бы промежуточное положение по отношению к двум большим расам — монголоидной и европеоидной. Алтай заселен с глубокой древности. Его долины и леса никогда не пустовали, и пазырыкская культура формировалась на основе местного населения. Появление в среде пазырыкцев малочисленных представителей своеобразного палеосибирского типа, являющегося вариантом монголоидной расы, довольно загадочно, и выяснение целого ряда вопросов, связанных с этими людьми, представляется мне одним из наиболее интересных направлений наших исследований.

Европеоидный компонент пазырыкской культуры имеет те же генетические корни, что и у кочевых и полуоседлых племен скотоводов, обитавших на территории Парфии, Бактрии, Маргианы (современная территория Северо-Восточного Ирана, Южной и Юго-Западной Туркмении, Южного Узбекистана и Южного Таджикистана). Это следует из работ антрополога Т. А. Чикишевой, изучающей пазырыкцев не один десяток лет. Физиономически близких к этому антропологическому типу людей сегодня можно увидеть среди узбеков и таджиков. И все они были представителями одной культуры. Культурное единство было важнее в этом обществе, чем расовые различия, которых попросту не замечали. Современные люди придают слишком большое значение тому, что в древности так мало значило. Нам вообще свойственно "навязывать" свои представления древним бесписьменным обществам.

Горы во все времена и везде служили убежищем. В них скрывались от войн, преследований и по другим, неизвестным нам причинам. Там оседала часть народов, волнами прокатывающаяся по степи. Пазырыкская культура — результат мирного сосуществования местного населения и мигрантов, пришедших со своей культурой и традициями. Местные стали равноправной стабильной частью нового культурного образования. Это не было завоевание. В алтайских горах оседали люди независимые, инициативные, храбрые, хранящие традиции.

– Что еще удалось узнать о пазырыкской культуре?

– За более чем три десятка лет исследований стало много известно прежде всего о самих людях, об их болезнях. Образ жизни всадников, скотоводов и охотников в суровых условиях Алтайских гор наложил отпечаток на здоровье всей популяции. Каждый вне зависимости от пола, возраста и социального статуса обладал целым набором заболеваний — от пародонтоза до онкологии, особенно страдала опорно-двигательная система. Это цена адаптации к суровым условиям Алтая и образу жизни.

Мы не ожидали, что пазырыкцы, создавшие свой особый мир — яркий и жизнерадостный, были обременены столь впечатляющим списком заболеваний. Эти новые знания меняют наше отношение к обществу пазырыкцев. Их жизнь в скотоводческом раю была далеко не райской. И без взаимопомощи, ухода за больными, заботы люди просто бы не выжили. Возможно, были те, кто умел лечить переломы, знал травы, успокаивающие боль, но все это лишь догадки.

Особая тема – мумификация. Судя по последним данным, это одна из отличительных черт пазырыкской культуры. Мумификация, напрямую связанная с их мировоззренческими представлениями, – то, что сейчас меня очень интересует.

Если раньше думали, что татуировка — это нечто особенное, отличающее мужчину-вождя, то после открытия мумии рядового мужчины с татуировкой, мумии женщины с татуировкой, а также обнаружения татуировки на телах мужчин и женщин, погребенных в "царских" пазырыкских курганах, стало понятно, что это символ культуры, своеобразный паспорт. Несмываемые рисунки на теле в виде образов и символов отличали пазырыкцев в этом и ином мире от представителей иных обществ.

Благодаря "замерзшим" могилам Укока мы полностью восстановили костюм пазырыкских мужчин и женщин: что и как они носили, из каких тканей шили юбки и штаны, какими красителями пользовались, какие парики были у женщин и прически у мужчин.

Из работ Д. В. Позднякова мы получили наглядное представление о лицах пазырыкцев. Он сделал несколько скульптурных реконструкций по известной методике М. М. Герасимова. Основой послужили черепа пазырыкцев Укока — представителей всех трех антропологических типов. Таким образом, комплекс находок в "замерзших" нетронутых могилах и результаты междисциплинарных исследований материалов этих погребений позволили предельно достоверно представить внешний облик пазырыкских мужчин и женщин. Я считаю это одним из наиболее важных достижений последних лет.

Кроме того, методами дендрохронологии И. Ю. Слюсаренко установлены относительные даты целого ряда элитных и рядовых пазырыкских курганов, что помогло понять последовательность их сооружения. Оказалось, время существования культуры было не столь продолжительным, как представлялось ранее.

– Находка в замерзшей могиле молодой женщины произвела мировую сенсацию. Ясно, что она занимала особое положение в обществе. В народе ее окрестили "принцессой", хотя археологи знали, что это не так. Чем вызван такой интерес?

– Мумии знатных пазырыкских мертвецов находили и ранее, а вещи, обнаруженные с ними в разграбленных могилах, гораздо более экзотичные и эффектные, чем находившиеся рядом с нею. Как мне кажется, особый интерес к этой женщине связан с тем, что ее погребение было непотревоженным. В этом есть и тайна, и очарование. Можно вспомнить историю с Тутанхамоном. Этот мальчик не был великим фараоном, но из-за того, что его погребение не разграбили, интерес к нему не иссякает. Не тронутое ни временем, ни людьми захоронение — это возможность заглянуть в иной мир и соразмерить его с собой.

Другой аспект, который обращает на себя внимание, — особый статус той женщины в пазырыкском обществе. Это нельзя отрицать, но и сказать со всей определенностью, кем она была для сородичей, мы не можем.

– Ведут ли сейчас раскопки на плато Укок и какие у вас планы?

– Исследования на плато Укок законодательно запретили почти сразу после наших раскопок. Теперь это туристическое место. Надежда обнаружить "замерзшие" погребения на Алтае остается. Будут ли они нетронутыми, никто не знает. В пазырыкских курганах находят вещи, изготовленные в Китае, в том числе прекрасные шелковые ткани. Каким образом они там оказались? Надеюсь, в ближайшие годы мы многое проясним во взаимоотношениях пазырыкцев с древней цивилизацией при поддержке проекта РНФ "Связь между культурами Сибири и Северного Китая в эпоху Древности и Средневековья" (руководитель М. А. Кудинова). По-прежнему неясно, что послужило причиной исчезновения части пазырыкского населения с территории Горного Алтая и смены культуры. Народы не пропадают бесследно, и у нас есть шанс найти "пазырыкский след" в иных местах в иные эпохи.

Беседовала Татьяна Пичугина.