Всё в наших руках

В самом начале традиционных январских каникул в Новосибирске (включая территорию Академгородка) проходил многодневный Фестиваль, организованный Общеобразовательным Славянским Центром «Берегиня». Конечно, по своему содержанию данное мероприятие в большей степени является культурно-просветительским, нежели научно-техническим, и потому оно весьма далеко от проблем развития инновационных технологий. Да и сам Центр преследует гуманитарные цели и вряд ли его можно хоть как-то увязать с научно-производственной деятельностью. И, тем не менее, именно в этом году мы отмечаем один примечательный для нас момент – активисты Центра совершенно искренне заинтересовались темой экологического домостроения. Мало того, к этой теме они обратились не только из любопытства, но и в силу сугубо практических соображений – из желания обзавестись собственным экологическим жилищем, соответствующим самым строгим стандартам.

Как и следовало ожидать, главным консультантом по этой теме стал сотрудник Института теплофизики СО РАН, руководитель проекта «Экодом» Игорь Огородников. Напомним, что ученый принимал активное участие в реализации государственной программы по защите Байкала от органических стоков (о чем мы писали подробно). В ходе этой работы была предложена концепция создания на территории Ольхона принципиально новых поселений, оставляемых так называемый «положительный экологический след».  По сути, речь шла о строительстве экодомов, объединенных в населенные пункты. Как отмечает Игорь Огородников, в рамках идеологии экодома практически отсутствует такое явление, как «отходы», поскольку жизнь человека здесь организуется таким образом, что сами по себе отходы его жизнедеятельности становятся важным субстратом для восстановления плодородия почв (благодаря применению технологий замкнутого цикла).

По большому счету (о чем мы упоминали неоднократно), вопрос экологических характеристик поселений не сводится к одной лишь научно-технической составляющей (иначе было бы всё слишком просто). Широкое внедрение упомянутых технологий есть, прежде всего, вопрос изменения нашего менталитета, нашего отношения к жизни. Хотим мы того или нет, но здесь неизбежно присутствует некий философский аспект, принимаемый пока далеко не всеми. Как неоднократно подчеркивал Игорь Огородников, «экологический тренд» в нашем малоэтажном домостроении неизбежно связан с воспитанием подрастающего поколения. Не удивительно, что молодежь более восприимчива к этим идеям, чем представители старшего поколения.

Тем не менее, за годы работы по проблеме Байкала проект «Экодом» нашел в Иркутской области своих горячих сторонников из числа местных активистов-общественников. Результатом чего стало строительство на отдельном семейном участке экспериментального дома, где была представлена практически вся «сумма технологий», разработанных для сибирского экологического жилища (о чем мы также писали подробно). Иными словами, тема оказалась востребованной у определенной части граждан, склонных к бурной общественной деятельности.  

В этой связи выход на аудиторию упомянутого Центра является дальнейшим развитием того же «мейнстрима» (будем надеяться, что в скором времени это действительно станет мейнстримом). Отметим, что движение, представленное Центром «Берегиня», насчитывает порядка 15 тысяч активных участников, разбросанных почти по 40 городам как нашей страны, так и зарубежья (в том числе – дальнего). Фактически, данная организация может стать некой широкой коммуникативной площадкой, где будет осуществляться трансляция указанной концепции. Важным практическим результатом должно стать строительство конкретных экологических домов в разных уголках нашей страны (и даже зарубежья). Эти дома, как мы понимаем, будут созданы в рамках проекта «Экодом», над которым давно уже работают наши новосибирские ученые.

По словам Игоря Огородникова, в настоящее время есть договоренность с Центром относительно проведения вводного учебного курса в режиме онлайн. Речь идет примерно о десяти видео-лекциях. Предполагается, что в дальнейшем эти лекции будут расшифрованы (то есть, переведены в текстовый вариант). На этой основе, вполне возможно, появится соответствующее учебное пособие, посвященное теоретическим и практическим аспектами современного экодома. Соответственно, все желающие построить такой дом получат весь набор необходимых консультаций, а равно и конкретные проекты, в которых будут учтены как чисто технологические моменты (материалы, конструкции, оборудование), так и экономические (общие капитальные затраты, энергоэффективность, сроки окупаемости вложений и т. д.).

Важный момент, на который обращает внимание Игорь Огородников. Согласно концепции сибирского «Экодома», мы не можем создавать единые универсальные проекты, подходящие для любого региона (как это происходит у нас в капитальном многоэтажном строительстве). На самом деле проектировщик, прежде всего, делает оценку как природно-климатических условий конкретной территории, так и местную сырьевую базу. С природой и климатом здесь все понятно, поскольку расчет энергоэффективности будущего жилища связан с учетом этого фактора. Но и наличие местных ресурсов – далеко не последний фактор. Во-первых, от этого зависит выбор строительных материалов (для строительства выбирается то, что дает максимальный энергетический эффект при наименьших капитальных издержках). Во-вторых, в расчет принимается и наличие наиболее дешевых для конкретной местности топливных ресурсов (уголь, дрова, природный газ). Отсюда будут вытекать эксплуатационные затраты.

Последний момент необходимо разобрать подробнее. Экологическое домостроение в сибирском варианте совсем не исключает использования ископаемого топлива в целях отопления или горячего водоснабжения.

«Экодом», отмечает Игорь Огородников, не может целиком ассоциироваться с возобновляемыми источниками энергии. Да, здесь широко применяется «зеленое» оборудование (например, воздушные солнечные коллекторы), но только в целях экономии не возобновляемых энергоресурсов и какого-либо иного топлива (вроде дров). В данном случае авторы проекта «Экодом» выступают как реалисты. Бессмысленно воплощать какие-то красивые идеалы новомодного жилища без традиционных отопительных приборов, если оно станет не по карману для основной массы населения (как это происходит в случае с помпезными американскими «земными кораблями»). Тем более, если речь идет о Сибири, то в наших краях совершенно нереально выдержать зимний сезон только за счет солнечной и ветровой энергии, уверен Игорь Огородников.

Несмотря на некоторую «экзотичность» целевой аудитории, заинтересовавшейся новосибирским проектом «Экодом», нельзя не выделить и позитивные (для данной темы) аспекты общественных движений, вроде упомянутого Славянского Центра. Активисты этой организации далеко не случайно обратились к экологическому домостроению, поскольку их мировоззрение и декларируемая миссия весьма удачно стыкуются с его философией. Говоря по-простому, именно в таких организациях можно найти искренних энтузиастов, готовых взяться за дело воплощения жизни «по-новому».

Как бы скептически ни относились в нашем рыночно-прагматическом обществе к разного рода «чудикам», взыскующим чего-то высокого, именно с таких людей начинались коренные изменения самого пути цивилизационного развития. И это – далеко не случайность, полагает Игорь Огородников. По мнению ученого, современная техническая цивилизация, дойдя до неких пределов, сама начинает искать выход из экологического тупика. Появление различных «экзотических» идей и не менее «экзотических» общественных движений (включая экологическое движение) – как раз являются первыми признаками таких внутренних трансформаций. И другого выхода, кроме организации жизни «по-новому» (то есть переход к восстановлению экосистем и ориентация на природоподобные технологии), пока что не предвидится. В этом контексте интерес к проекту «Экодом» является красноречивым отражением нарастающих социально-психологических тенденций.

Олег Носков