ВПК идет в здравоохранение



«Томографы вместо кастрюль» – вот, пожалуй, наилучший вариант конверсии, «дух» которой опять витает над отечественной оборонкой. Тема трансфера инженерно-технологического потенциала предприятий новосибирского ВПК в кластер высокотехнологичного медицинского оборудования неожиданно прозвучала в ходе VI Международного технологического форума «Технопром-2018», чему была посвящена отдельная секция. Конечно же, речь не идет о том, что вся наша оборонка намерена броситься в медицину. Но показательно как раз то, что «застрельщиками» этой темы выступили представители организаций, прямо связанных с оборонной промышленностью.

Почему именно оборонка готова подключиться к этому делу? Догадаться не сложно – именно здесь на сегодняшний день сосредоточены лучшие технические специалисты, именно здесь имеется необходимая материально-техническая база для создания высокотехнологичной медицинской техники, потребность в которой возрастает ежегодно. Думаю, нет смысла уточнять, насколько наша страна зависит от импортных поставок. Масса изделий и материалов для медицины поставляются из-за рубежа. Поэтому заменить импорт отечественной продукцией – одна из актуальнейших задач нашего дня. По словам директора НИИ медицинской инженерии НГТУ Дмитрия Белика, это есть обширное поле деятельности для предприятий российского оборонного комплекса. Хотя необходимо учитывать, что сама по себе поставленная задача достаточно сложная. И вряд ли предприятия смогут по одиночке выдать какой-то достойный продукт, способный заменить импортные аналоги. Аналоги, в принципе, есть, но их массовое производство невозможно освоить просто так, с ходу. Предстоит, считает Дмитрий Белик, довольно острая конкурентная борьба.

Важнейшим инструментом для вывода отечественной медицинской техники на рынок является создание на уровне регионов территориально-производственных объединений. По-современному – производственных кластеров.

В этом были единодушны все участники упомянутой секции. Дмитрий Белик специально подчеркнул важность подобных структур, сославшись на зарубежный опыт. Например, во Франции действует 144 региональных кластера, в Норвегии – 62. На уровне ЕС – 60 межгосударственных кластеров. Показателен такой факт: созданный в Ирландии не так давно кластер медицинских изделий является сегодня одним из ведущих производителей такой продукции.

Особенностью кластеров, на которую обращают внимание наши производственники, является непосредственная поддержка со стороны государства. По сути дела, это есть некая коммуникационная площадка для взаимодействия органов власти с представителями бизнеса и науки. В прошлом году подобное объединение по производству медицинских инструментов и изделий было создано в республике Татарстан. «Они собрали там десять предприятий, работают с высоким темпом. База у них очень солидная», – пояснил Дмитрий Белик. Но самым важным является то, что в создании этого кластера принимал непосредственное участие Совет министров Татарстана. То есть данное объединение не является некой «частной» инициативой отдельно взятых промышленных организаций. Подобные вещи осуществляются на государственном уровне.

На этом моменте как раз и пытались заострить внимание участники секции. Без целенаправленной работы региональных властей (реальной работы, а не декларативной) смысл создания таких объединений утрачивается. Сейчас, в условиях санкций, возникают серьезные стимулы  для осуществления импортозамещения в этой области, в чем государство должно быть крайне заинтересовано. Представьте, что у импортного томографа вышла из строя трубка (стоимостью в 12 миллионов рублей), которую будет просто нечем заменить. Возможно, что до этого дело не дойдет, но в любом случае было бы намного выгоднее иметь собственные аналоги, не уступающие по качеству импортным. Наша оборонка готова поучаствовать в создании подобной техники, но для этого – как мы уже сказали – необходимо прямое участие государственных структур. И если медицинский кластер создали в Татарстане, то чем, собственно, хуже Новосибирская область, известная своим научно-техническим потенциалом? Мало того, по словам Дмитрия Белика, Росздравнадзор идет навстречу Новосибирской области и Сибирскому Федеральному округу, предлагая создание соответствующих региональных структур для испытания созданных приборов и изделий. То есть не будет необходимости специально ездить для этих целей в столицу.

В общем, новосибирским промышленникам показывают зеленый свет. И они, в принципе, готовы включиться в дело. В Новосибирске есть профессионалы, прошедшие все этапы создания медицинских приборов, причем, достаточно сложных. То есть у нас есть организации, способные создавать медицинское оборудование от разработки до серийного выпуска и послепродажного обслуживания. Иными словами, технический потенциал налицо, и вряд ли Новосибирская область в этом плане чем-то уступает тому же Татарстану.

В общем, как заметил заместитель генерального директора по развитию АО НИИЭП Валерий Эдвабник, просто «грех не воспользоваться тем, что в Новосибирске достаточно много оборонных предприятий, выпускающих технически очень сложную продукцию».

К тому же, по его словам, многие предприятия ВПК являются сейчас недогруженными, и на подходе – новая волна «недозагрузки».

Короче говоря, есть задачи, которые нам по силам. В той же Ирландии, напомнил Валерий Эдвабник, 15 лет назад вообще ничего не знали о медицинском приборостроении. А сегодня ирландцы вышли по этой части в первые ряды. Что же мешает нам двинуться тем же путем? В принципе, создать и зарегистрировать объединение с названием «медицинский кластер» особых проблем нет. Но надо понимать, что сама по себе структура не является самоцелью. Мало того, вы подписываетесь под уймой правил, включая правила финансовой отчетности. «Я не думаю, – считает Валерий Эдвабник, – что для этого нужно обязательно регистрировать такую организацию. Кластер – это добровольное объединение усилий каких-то предприятий. А уж будет ли оно соответствовать требованиям государства для получения каких-то преференций или мы будем самостоятельно идти своим путем – это как раз и является главным». Иными словами, производственников должен объединять не какой-то формальный документ, а реальный интерес, который бы совпадал и с интересами властей. Простая формализация отношений сама по себе еще ничего не дает.

Но вот вопрос – есть ли на этот счет заинтересованность у наших региональных руководителей? Так ли для них важны успехи новосибирских производителей медицинской техники и лидерство нашего региона в данном сегменте рынка? С этим еще предстоит разобраться, поскольку региональные министры во время Форума не проявили особого интереса к обсуждению этой проблемы, предпочтя им вещи сугубо церемониальные. Казалось бы, мелочь, но она весьма показательна. Во всяком случае, по таким «мелочам» как раз и распознаются реальные приоритеты.

Почему в нынешних условиях столь важна поддержка со стороны региональных властей, почему необходима их заинтересованность в этой поддержке? Как мы уже отметили выше, на рынке медицинского оборудования очень сильна конкуренция. Причем, конкурировать приходится не только с иностранными производителями, но и с отечественными. И надо сказать, что в этой схватке регионалы сильно проигрывают москвичам. Точнее, производителям, чьи интересы активно лоббируются в столице.

По большому счету, региональная власть должна осуществлять лоббистские функции, помогая «продвигать» продукцию местных производителей.

В противном случае у тех повышается вероятность «проваливать» многочисленные тендеры, очень часто довольно тенденциозно составленные как раз в угоду производителям, связанным с Москвой или  с Санкт-Петербургом. У нас на местах пока еще «стесняются» говорить о лоббизме или просто избегают таковых действий в силу не совсем понятных причин. Однако без этого, как отметил один из участников, мы будем обречены на создание всего лишь штучных изделий.

Поэтому надо понимать, что обращение производственников к властям с просьбой принять участие в создании кластера предполагает не просто улаживание каких-то чисто формальных вопросов. Речь идет о настоящем партнерстве во имя интересов экономики региона. Каков будет отклик со стороны наших чиновников, покажет ближайшее будущее.

Олег Носков