Водород и турбины



Энергетика – одна из самых захватывающих тем, регулярно обсуждаемая на ежегодном Международном технологическом форуме «Технопром». В этом году ей было посвящено несколько панельных сессий, дискуссий и «круглых столов». Как мы уже показывали в предыдущих публикациях, в последние годы начинается настоящий ренессанс «мирного атома», где Россия занимает лидерские позиции. Кроме того, не будем забывать, что в нашей стране не сбрасывают со счетов и генерацию на ископаемом топливе. Однако значит ли это, что наша страна показывает остальному миру какой-то особый путь развития энергетической отрасли в качестве альтернативы западному «зеленому курсу»?

Вынуждены признать, что на данный момент Россия не демонстрирует на этот счет какой-либо внятной концепции, которую можно было бы взять за основу такой альтернативной энергетической стратегии. В какой-то мере это подтвердили отдельные выступления на прошедшем «Технопроме-2023». Судя по всему, в руководстве отдельных российских компаний твердо убеждены в том, что проводимый на Западе «зеленый курс» – это всерьез и надолго, и никакой альтернативы ему нет и, возможно, в ближайшие годы не предвидится, несмотря на нынешнее геополитическое противостояние межу коллективным Западом и так называемым глобальным Югом. Крупный российский бизнес (если судить по выступления его представителей) продолжает оценивать перспективы в контексте тех трендов, что заданы как раз коллективным Западом. Именно такое впечатление возникло в процессе прослушивания панельной дискуссии «Ограничения и перспективы развития новой генерации электроэнергии в России».

Показательным на этот счет было выступление руководителя направления «Водородная энергетика и применение альтернативного топлива» АО «Объединенная двигателестроительная корпорация» (ОДК) Алексея Падучева. Для начала уточним, какое отношение к новой энергетике имеет предприятие, специализирующееся на двигателях. Дело в том, что ОДК является в нашей стране традиционным разработчиком и производителем авиационных газотурбинных двигателей. С недавних пор компания начинает применять такие двигатели в наземных газотурбинных электростанциях (ГТЭС) и для транспортировки нефти и газа.

Как заметил Алексей Падучев, в настоящее время электрическая генерация на базе газотурбинных двигателей – весьма распространенное явление. В первую очередь это связано с успешным развитием данных технологий. Кроме того, здесь используется достаточно «понятное» топливо – природный газ.  Согласно официальным данным, годовой ввод в эксплуатацию ГТЭС во всем мире составляет сейчас порядка 40 ГВт. И с прошлого года, отметил Алексей Падучев, ожидается дальнейший существенный рост.

Чаще всего такие типы электростанций применяются для снабжения электроэнергией промышленных объектов. В последнее время их активно используют для электроснабжения различных территорий и населенных пунктов, лишенных доступа к централизованным источникам энергии. Одним из преимуществ ГТЭС является топливная гибкость. То есть для них можно использовать не только природный газ. К тому же у них достаточно высокий КПД (до 40% в простом цикле, без использования тепла). Не менее важным преимуществом является возможность масштабирования таких установок.  По словам Алексея Падучева, можно делать энергоустановки от 100 КВт до 500 МВт за счет того, что это – модульная система, которая спокойно наращивается за счет прибавления дополнительный контейнеров.

В общем, данное направление электрической генерации стремительно развивается, однако в последнее время появился целый ряд технических и экономических вызовов, накладывающих определенные ограничения и требования. С технической точки зрения, указывает Алексей Падучев, главный ограничителем является невозможность дальнейшего увеличения КПД в простом цикле. Указанные 40% - это предел. Но главным вызовом все-таки признается стремительное развитие «зеленой» энергетики, объекты которой также могут устанавливаться в разных местах и масштабироваться.

Но, пожалуй, куда более серьезным вызовом может стать скорое появление так называемого углеродного регулирования, когда выбросы углекислого газа станут облагаться определенным налогом. Что касается газотурбинных двигателей, то они выбрасывают достаточно большое количество углекислого газа. При сжигании метана уровень выбросов может доходить до одной тонны на один мегаватт*час, напомнил Алексей Падучев. Он также напомнил, что в контексте «зеленой повестки» с 2026 году в Европе заработает так называемый закон трансграничного углеродного регулирования. На практике это будет означать, что часть товаров, поступающих на рынки ЕС, станет облагаться при пересечении границ углеродными квотами. То есть будет учитываться объем СО2, выброшенного в атмосферу при производстве товара. Список таких товаров начнет составляться как раз с 2026 года и, скорее всего, его ждет последовательное расширение.

Несмотря на то, что европейский рынок для нашей страны сегодня существенно закрыт, все же остаются другие, не менее значимые международные рынки. Например, рынок Китая, где также идут по пути углеродного регулирования по образцу того, что происходит в Евросоюзе. Как мы знаем, производители КНР создают серьезную конкуренцию на европейском рынке. Чтобы сохранять свою конкурентоспособность и впредь, они уже сейчас начинают, образно говоря, «адаптироваться» к требованиям по углероду, вводимым со стороны китайского руководства. Пока стоимость углеродных квот в Китае ниже, чем в ЕС, но в перспективе, считает Алексей Падучев, она будет повышена. По его мнению, аналогичные механизмы будут в ближайшее время введены и в странах Юго-Восточной Азии, в Израиле, в ЮАР.

В общем, углеродная тема не сходит с международной повестки, и даже такие геополитические союзники России, как Китай, полностью ее принимают и выстраивают свою техническую и экономическую политику с этих «зеленых» позиций. Так или иначе, но российским компаниям придется отвечать на эти новые вызовы. Уже сейчас – в целях соответствия указанным тенденциям – в России формируется необходимая нормативная база. В частности, была принята комплексная программа развития ВОДОРОДНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ до 2050 года. С прошлого года на территории Сахалина уже проводятся первые эксперименты в рамках «зеленой повестки» (о чем мы не так давно писали). Как раз в прошлом году «Газпрому» пришлось покупать углеродные квоты в Бразилии, чтобы выполнить контракт по поставкам СПГ в Японию. Мало того, тогда же между правительством РФ и компанией «Газпром» была подписана дорожная карта по развитию водородной энергетики.

Сегодня рынки применения водорода активно формируются как в странах ЕС, так и в Китае, заметил Алексей Падучев. И как раз для этих рынков разрабатывается достаточно широкий перечень различных технологий использования водорода в качестве топлива.  Такая ситуация, признался докладчик, является вызовом и для ОДК – с точки зрения создания оборудования, которое может работать на этих новых энергетических рынках. В свете указанных тенденций газотурбинный двигатель, работающий на водороде, может рассматриваться в качестве некой альтернативы технологиям ВИЭ.

Основными объектами применения таких двигателей, по словам Алексея Падучева, могут стать всё те же ГТЭС для предприятий. Также они могут использоваться для транспортировки трубопроводного топлива. Сейчас в ОДК как раз сосредоточились на этой проблеме, работая над применением водорода в газотурбинных двигателях собственной разработки. Правда, в компании пока что не намерены полностью избавляться от природного газа, то есть водородной тематикой здесь занимаются параллельно. По большому счету, такие двигатели должны быть многотопливными, то есть должны работать (в зависимости от условий) и на водороде, и на водородно-метановой смеси, или же на чистом природном газе.

Полагаем, что такой «гибридный» вариант наиболее оптимален применительно к нынешним реалиям. Данное решение, на наш взгляд, показывает рациональный подход к проблеме, без всякого «зеленого» фанатизма. Похоже, что в компании не разделяют абсолютной веры в неизбежность безуглеродного будущего. И, тем не менее, вынуждены считаться с внешними требованиями, которые, к сожалению, пока еще определяются не нами.

Андрей Колосов