Вхождение в «экстремальную» норму

Океанские температуры, которые сто лет назад считались экстремальными, с недавних пор стали для нашей планеты нормой. К такому выводу пришли в ходе своих многолетних исследований американские морские экологи – Кисей Танака из Национального управления океанографии и атмосферы в Гонолулу, и Кайл Ван Хоутан из Центра морской жизни в Джуно-Бич (штат Флорида). Результаты исследований были опубликованы в феврале этого года.

Как мы знаем, климатические изменения вызывают серьезную обеспокоенность не только у ученых, но также у политиков и даже представителей деловых кругов. Состояние морских экосистем в этом случае является весьма актуальным вопросом, который интересует не только с теоретической, но и с практической точки зрения. Не нужно объяснять, что морские промыслы играют существенную роль в экономике разных стран, а для некоторых государств и народов они являются основным источником существования.

Глобальное потепление, увеличение числа экстремальных событий начинает вносить существенные коррективы и в текущую экономическую политику, поскольку это прямо отражается на состоянии промыслов. Как отмечают авторы исследования, участники диалога о климате заинтересованы в достоверной информации о динамике изменений, используя ее как основу выстраиваемой политики, направленной на адаптацию и планирование. И в этом случае правильная, объективная характеристика климатических процессов дает набор принципиально важных критериев для выработки самого широкого круга политических решений.

Такую надежную основу как раз должно предоставить предлагаемое исследование, в котором содержится детальный анализ температур поверхности океана за 150-летнюю историю наблюдений – с 1870-го по 2019 годы. Ученые намеренно обратились к историческим данным, способным, на их взгляд, показать реальную, фактическую картину климатических изменений. Такой подход считается более объективным в сравнении с абстрактными прогнозами на основе теоретических моделей (чем обычно злоупотребляют современные климатологи). Зафиксированные на полуторавековом отрезке времени изменения не являются абстракцией – это исторический факт, позволяющий оценить реальную динамику происходящих процессов.

Как подчеркивают сами исследователи, изменения климата в сторону экстремально высоких значений – это не какая-то гипотетическая возможность будущего. Это есть ИСТОРИЧЕСКОЕ СОБЫТИЕ, которое УЖЕ ПРОИЗОШЛО в Мировом Океане. В разных регионах планеты данный процесс происходил по-разному, с разной скоростью – где-то раньше, где-то позже. Тем не менее, ясно одно: начиная с 2014 года, экстремальные температуры затронули не менее 50% поверхности океана, и процесс продолжает развиваться по нарастающей.

Для своих исследований ученые опирались не на среднегодовые, а на среднемесячные значения температур. Это позволило обнаружить новые ориентиры для понимания того, как происходят изменения в океане. Именно таким путем было установлено, что в течение времени (начиная, как мы сказали, с 1870 года) все больше и больше участков воды подвергались воздействию экстремальных температур. Наконец, в 2014 году Мировой Океан достиг «точки невозврата». Начиная с этого года, как минимум половина поверхностных океанических вод достигла температурных значений, превышающих самые экстремальные случаи за период с 1870 по 1919 годы.

Таким образом, за указанный период Мировой Океан находится в состоянии постепенного «разогрева». Всё больше и больше участков подвергаются воздействию экстремальных температур.  Динамика такова, что в наше время, как мы сказали, экстремально высокие значения температур оказываются значительно выше тех экстремумов, что случались сто лет назад. В данном случае исследователи говорят о морских волнах тепла. Они определяют их как необычайно высокие температуры, фиксируемые на том или ином участке океана не менее пяти дней. Выявив частоту таких событий, ученые пришли к выводу, что экстремальная жара уже стала для Мирового Океана современной НОРМОЙ. Иными словами, теперь это никакая не температурная аномалия, а вполне ОБЫЧНОЕ ЯВЛЕНИЕ. И главное, речь здесь идет об исторически задокументированном факте, а не о прогнозе.

Актуальность исследования связана с тем обстоятельством, что быстрый (по историческим меркам) переход экстремальной жары в норму не самым лучшим образом сказывается на состоянии морских экосистем. Жара наносит им непоправимый ущерб, что уже вовсю фиксируется в наши дни. Так, в период с 2013 по 2016 годы масса перегретой воды в восточной части Тихого океана (известная как «Blob») нанесла серьезный ущерб морским экосистемам. В мае 2015 года в самом теплом (центральном) участке температуры оказались на три градуса Цельсия выше обычных средних значений.

Как пишут сами исследователи, негативные последствия экстремальных температур были зарегистрированы во всем мире в виде обширного обесцвечивания кораллов, случаев массовой гибели животных и цветения ядовитых водорослей. Дальнейшая «нормализация» экстремальных значений может существенно повлиять на рост и воспроизводство многих коммерческих рыбных промыслов, приведя к серьезным социально-экономическим последствиям.  Чаще всего такие сигналы необратимого потепления фиксируются в тропических широтах, пишут исследователи. Длительное сохранение такого состояния или (что еще хуже) дальнейшее увеличение экстремальных температур, приводит к тому, что экосистемы выходят за рамки термоустойчивости и приходят к необратимым сдвигам. В принципе, морская биота в состоянии приспособиться к медленным, постепенным изменениям, чего не скажешь о резких изменениях частоты и масштабов экстремальных явлений. Это коренным образом меняет структуру и функции экосистемы.

Исследование показало, что активнее всего такие процессы происходят в тропической части Атлантического и Индийского океанов. Эти процессы уже сейчас отражаются на изменении распространения мигрирующих видов, сильно зависящих от температуры воды.  Этим обусловлено, в частности, перемещение уловов тунца из тропиков в субтропики, что связано, безусловно, с перемещением тропических популяций данной промысловой рыбы.

Прогнозирование изменений климата, уточняют исследователи, до сих пор остается весьма сложной задачей. И в этом случае важным подспорьем для оценки происходящих событий может стать использование исторических данных о климате. Учитывая, что здесь мы имеем дело с точно установленными фактами, у нас будет гораздо меньше препятствий для налаживания конструктивного диалога при обсуждении подобных вопросов.

Николай Нестеров