Венский «смарт»

Европа активно участвует в процессе превращения своих городов в smart-city. Но если в Азии не мелочатся и подвергают свои города масштабной перестройке, а то и вовсе строят «умный город» на новом месте, европейцы действуют более аккуратно. Их цель «включить» новые технологии в жизнь города так, чтобы сохранить его сложившуюся за века уникальность. И мы едва ли можем обвинять их в излишней осторожности.

Возьмем к примеру Вену. Город – ровесник нашей эры, в середине I века здесь располагался форпост одного из римских легионов. А тысячу с небольшим лет спустя Вена стала столицей династии Габсбургов, на протяжении нескольких веков правивших Священной Римской империей. Вена издавна пользуется славой одной из культурных столиц Европы – Венскую оперу знает весь мир, равно как и ее знаменитые балы, театры и кофейни (да, капучино тоже впервые сварили в Вене). И было бы обидно, если бы уникальная и прекрасная атмосфера этого города сменилась безликой архитектурой офисных небоскребов, разбавленных парковыми зонами и жилыми комплексами, чем грешат многие азиатские «умные города».

Но Вена не музейный комплекс, а живой, развивающийся город, активно берущий на вооружение smart-технологии и ее опыт также может быть интересен с точки зрения перенесения на нашу почву (особенно, относительно новосибирского Академгородка, который, по-своему, тоже уникальный культурный объект, а не только ведущий научный центр страны).

Начнем с нескольких общих достижений муниципалитета Вены (связанных не только с ИТ-технологиями). В 2017 году Вена была признана одним из лучших городов для жизни по версии агентства The Economist Intelligence Unit. А в рейтинге другого агентства – Mercer – она уже несколько лет признается городом с самым высоким качеством жизни. Такое единодушие экспертов подкрепляется цифрами статистики: более 50 % площади города покрыто зелеными насаждениями, в городе почти полмиллиона социальных квартир (субсидируемых государством и некоммерческими организациями), одни из лучших показателей по чистоте воды и воздуха среди мировых столиц и пр. Согласитесь, у жителей Вены есть чему поучиться.

В 2011 году Вена одной из первых приняла на вооружение долгосрочную комплексную инициативу «Умный город Вена», слоган которой гласил «Smart City – город для жизни». Этот акцент отличается от рассмотренных ранее примеров – Сингапур и Сонгдо – города прежде всего для бизнеса и этим вызван ряд проблем, с которыми они столкнулись.

Далее, в режиме диалога с обществом и бизнесом был сформирован ряд краткосрочных и долгосрочных программ, планирующих развитие города до 2050 года. Был подписан меморандум о сотрудничестве с правительством Австрии, гарантирующий финансовую поддержку в их реализации и выделены ответственные за этот процесс департаменты мэрии. В общем, к делу подошли с немецкой основательностью, щедро приправив ее австрийской креативностью.

 Инициатива Citizen Solar Power Plant направлена на привлечение горожан к инвестированию в солнечные электростанции Главная цель принятой стратегии – «к 2050 году достичь самого высокого качества жизни для всех жителей Вены в условиях радикальных мер по сбережению ресурсов». Проще говоря, получить максимум с минимальными затратами. Общая формулировка расшифрована в перечне ключевых параметров. Например, Вена должна стать экологически безопасным городом с нулевым выбросом углерода. Развитие мультимодальных систем общественного транспорта должно свести к минимуму количество индивидуальных автомобилей на улицах. Энергетика максимально переведена на возобновляемые источники энергии (ВИЭ) и т.д. И все это одновременно с усилением социальной вовлеченности граждан, в том числе в процессы планирования развития города. Чтобы венцы ощущали себя единой общиной со своими интересами.

Эти параметры определили и основные направления для внедрения smart–технологий. Первое – повышение энергоэффективности городской инфраструктуры. Инициатива Citizen Solar Power Plant направлена на привлечение горожан к инвестированию в солнечные электростанции: можно приобрести полноценную панель за 950 евро, а потом сдать ее в аренду энергетической компании. На протяжении 25 лет компания платит владельцу панели дивиденды, а потом выкупает ее по первоначальной цене. Это предложение пользуется спросом и на сегодня в Вене работает уже три электростанции, «собранные» по этой схеме. А всего их в городе 26, плюс четыре ветряных, что позволяет мэрии обещать перевести на ВИЭ половину энергоснабжения Вены уже через десять лет.

Пилотный проект Echelon Smart Gride должен создать новую линию электропередач, оснащенную «умными счетчиками», которые каждые четверть часа будут передавать информацию на центральную платформу. Это позволит оперативно локализовать сбои передачи энергии, управлять нагрузкой сетей, вести мониторинг оборудования. И в результате, значительно снижать как объемы потребления энергии (без видимого эффекта для пользователя), так и стоимость содержания самой инфраструктуры.

Еще один важный блок – вопросы переработки мусора (как мы помним, в философии современного города мусор – не источник загрязнения, а полезный ресурс). В Вене заводы по переработке ежегодно путем сжигания превращают 900 тысяч тонн отходов в электроэнергию (которая используется также для отопления). Что важно, они достигают этого результата без значимых выбросов продуктов горения в атмосферу. Новосибирские ученые не первый год предлагают внедрение подобных технологий в наших условиях, о чем неоднократно писалось и на этом ресурсе.

Конечно, не обошлось и без масштабных инфраструктурных проектов. Одной из «визитных карточек» новой «умной» Вены стал район Асперн – «город на озере». Это супертехнологичный район на северо-востоке города, строительство которого планируется завершить к 2028 году. И он станет «умным городом в городе» с населением в 20 тысяч человек. Во многом, его черты напоминают южнокорейский Сонгдо, но главное отличие в том, что Асперн останется частью большой Вены, а не отдельным удаленным населенным пунктом (как его корейский «старший брат» или российский Иннополис).

Если оценить вышеназванные проекты на предмет возможности переноса в российские условия (тот же Новосибирск), то станет понятно, что технических барьеров почти и нет. У нас даже есть свой особый район, только не на озере, а в лесу, конечно же я имею в виду Академгородок. Есть законодательные, финансовые, возможно, психологические. Но это уже вопросы из «другой оперы».

И еще на один момент хотелось бы обратить внимание. Потому что он, во многом, обеспечивает успешную реализацию стратегии венских властей (и присутствует в азиатских моделях в куда меньшей степени). Это высокая степень социальной вовлеченности горожан в «строительство Smart City». Практически все важные решения и пилотные программы принимаются в режиме диалога с обществом. Причем, власти внимательно следят, чтобы в этом процессе участвовали все категории жителей. Так, недавно мэрия Вены запустила пилотный проект WAALTeR, который нацелен на внедрение smart–технологий в повседневную жизнь пенсионеров. Они хотят не просто обучить пожилых людей техническим новинкам, но и показать, как эти технологии способны улучшить качество их жизни.

Как отметил урбанист Бойд Коэн, путь по которому пошли в Вене укладывается в концепцию Smart City 3.0, креативного города будущего с равными возможностями для всех горожан. И когда мы сегодня говорим о необходимости активизировать процесс превращения российских мегаполисов в smart city, стоит задуматься – а надо ли нам проходить этот путь, повторяя все ошибки предшественников. Куда лучше учесть их, и сразу начинать с того места, где сегодня находится эта стратегия. Использовать уроки Сонгдо для понимания, каких ошибок можно избежать, и опыт Вены – как пример успешного развития.

Сергей Исаев