«В нашей библиотеке масса уникальных книг и документов»

По традиции в марте в Новосибирске женщин-ученых награждают премией «Академина».  Ежегодно из числа аспиранток, кандидатов наук и докторов выбирают самых представительных и достойных (что само по себе – крайне непростая задача).

За прошедшие годы эту премию получило несколько десятков лауреатов из самых разных областей наук. И в этом году среди награжденных были медики и философы, химики и физики. Мы же предлагаем вашему вниманию интервью с одним из лауреатов этого года – ведущим библиотекарем отдела ценных и редких книг Новосибирской государственной областной научной библиотеки Ксенией Шелестюк, победившей в номинации «Исследователь-аналитик 2017 года».

Ксения Николаевна, насколько обширными фондами располагает Ваш отдел и библиотека в целом?

– У нас есть огромный, уникальный по своему содержанию фонд «Сибирика». У нашей библиотеки изначально был краеведческий профиль, мы храним книги Сибирской книжной палаты, обязательные экземпляры всего того, что издавалось в Сибири. Это собрание пополняется и по сей день, мы также получаем обязательные экземпляры сибирских печатных изданий.

Этот уникальный массив содержит огромное количество книг о Сибири, как художественных, так и научных, справочных, сборников документов. Общее число, думаю, больше 65 тысяч единиц хранения. Кроме того, есть фонды некоторых библиотек, личные коллекции и архивы, переданные нам в разное время.

Очевидно, что материала для работы хватает. В чем заключается ее научно-исследовательская часть?

Самая старая книга в  библиотеке – «Сочинения Эразма Роттердамского» 1540 года издания – тоже из этого собрания – Мы с коллегами пишем статьи о коллекциях, книгах, которые хранятся в нашем отделе, готовим пособия для библиотекарей. Сейчас, например, работаем в рамках большого международного проекта «Немецкое культурное наследие в Сибири». Мы описываем книги из немецкой части Колывано-Воскресенского горного собрания, это несколько тысяч томов, изданных с XVI по конец XIX веков. Наша задача – описать их всех в едином каталоге, который затем в виде пособия распространяется по библиотекам, как в России, так и за рубежом.

А откуда взялся такой большой массив немецких книг?

– История этого собрания вообще очень интересная (и изучена еще до того, как я пришла сюда работать). В XVIII  веке на Горном Алтае действовали медные рудники, которыми владел Акинфий Демидов. Выяснилось, что там есть еще и серебро, а в то время этот металл добывать имело право только государство. И когда императрица Елизавета узнала, что Демидов выплавляет серебро, практически незаконно, на своих рудниках, туда была направлена комиссия. И вскоре (правда, уже после смерти самого Акинфия Никитича) эти рудники были изъяты из собственности семьи Демидовых. Заводы стали казенными, и подготовку кадров для работы на них тоже теперь брало на себя государство. Было решено, что готовить специалистов в центральной части Империи, а потом отправлять на Алтай – не очень эффективно. И тогда, при горных заводах открыли свои учебные заведения. Для каждого из них сформировали свою библиотеку. Так в Сибирь попало большое количество учебной и справочной, богослужебной и даже художественной литературы, в том числе и на иностранных языках. Попадались и уникальные экземпляры. К примеру, самая старая книга в нашей библиотеке – «Сочинения Эразма Роттердамского» 1540 года издания – тоже из этого собрания. В середине XIX века эти маленькие библиотеки при рудниках, училищах, школах, аптеках объединили в одну большую Барнаульскую казенную библиотеку. Но затем, по мере выработки руды, горное производство практически сошло «на нет». Библиотека же находилась на финансировании рудников, и встал вопрос, кто возьмет на себя ее дальнейшее содержание. Поэтому в 1929 году распоряжением властей ее передали на хранение нам, в Новосибирск, который тогда был административным центром Западно-Сибирского края.

Большая была библиотека?

Другое уникальное издание - рукописная «Арифметика» Магницкого – Всего собрание включало в себя семь с половиной тысяч книг, как на русском, так и на иностранных языках. В этом собрании встречаются удивительные издания: рукописная «Арифметика» Магницкого, прижизненные издания трудов М.В. Ломоносова. Причем, все это не лежало «мертвым грузом», люди читали книги, работали с ними, о чем свидетельствуют, в том числе, пометки на полях.

Вы говорили о публикации научных статей на материале библиотечных фондов. Расскажите, каким темам посвящены Ваши работы?

– Моей первой большой работой, когда я еще заканчивала учебу в университете, были детские дореволюционные журналы. Им я и посвятила свою первую статью, тому как в них описывают Сибирь. Было очень интересно понять, каким видели наш край жители центральных областей Российской империи в то время. Когда я уже пришла работать в библиотеку, то занималась исследованием архива академика Казначеева, который хранится у нас. Влаиль Петрович Казначеев был не просто известным ученым и ректором Новосибирского медицинского университета. Он известен как организатор фундаментальной медицинской науки в Сибири и на востоке страны, инициатор создания и первый руководитель Сибирского отделения Российской академии медицинских наук. И его личный архив (который он передал в дар нашей библиотеке) содержит массу уникальных документов по истории медицинской науки Сибири и страны в целом – там хватит материала не на одну статью. Несколько статей мы уже с коллегами опубликовали.

А за какую статью Вас наградили «Академиной»?

– Насколько я поняла, меня наградили не за конкретную статью, а за все работы в совокупности, статьи, участие в разных конференциях, включая международные.

Вы рассчитывали на победу в конкурсе?

– Нет, награждение стало для меня сюрпризом. Я подала заявку в последний день и вообще как-то не очень рассчитывала на положительный результат.

Это что-то значит для Вас?

– Конечно, я теперь чувствую определенную ответственность, раз наградили – надо соответствовать.

Наталья Тимакова