Государственная публичная научно-техническая библиотека (ГПНТБ) СО РАН на протяжении многих лет была одним из знаковых мест Новосибирска. Многие десятилетия это была главная научная библиотека страны восточнее Урала (собственно, ее главной задачей и было обслуживание ученых Сибирского отделения Академии наук, а также для студентов и аспирантов). В те годы очереди из читателей были для ГПНТБ обычным делом.
В нашем веке ситуация стала меняться, онлайн-сервисы лидируют плане доступа к массивам информации, изменилось и отношение общества к книгам, которые больше не называют «лучшим подарком». Для многих библиотек это стало серьезным кризисом и не все смогли пройти его без потерь. Чтобы понять, насколько эти процессы затронули ГПНТБ, мы пообщались с Андреем Гуськовым, возглавлявшим библиотеку в 2016 – 2021 годах.
Когда Андрей Гуськов возглавил библиотеку, для многих это само по себе выглядело как эксперимент – средний возраст руководящего состава ГПНТБ составлял 60+, а ему недавно исполнилось тридцать шесть. Да и в библиотеку он пришел работать всего за пару лет до назначения, а до того был заместителем директора по научной работе в Институте вычислительных технологий СО РАН. По его словам, задачи перед руководством ГПНТБ стояли очевидные: ремонт и оборудование мест общего пользования, привлечение грантов для поддержания исследовательской работы на должном уровне (ГПНТБ обладает статусом научного учреждения), развитие цифровых сервисов, чтобы соответствовать духу времени. Но все это – текущая работа, а главной стратегической задачей было определение роли, которую библиотека должна играть в современном обществе.
«Традиционные функции библиотеки - обеспечение сохранности фонда, выдача книг читателям и сопутствующие научные исследования – слабо влияют на науку, подавляющее большинство исследователей работает с цифровыми материалами. Чтобы вклад академических библиотек в деятельность ученых был более заметным, они должны быть частью цифровой научно-информационной инфраструктуры и выполнять в ней какие-то новые функции. Проблема в том, что сейчас нет общего понимания даже не в том, какие это функции, а в том, как должна быть устроена эта инфраструктура в нашей стране. У нас с коллегами сформировалось определенное видение и его мы изложили в статье. Но этот текст для профессиональной дискуссии, а не для обсуждения в СМИ», - рассказал он.
В 2021 году, подводя итоги своей работы, в FaceBook, Андрей Гуськов написал:
«За эти годы получилось сделать довольно много. Развернута современная ИТ-инфраструктура… Библиотека обросла веб-ресурсами, сформирована группа веб-программистов, последние проекты - уже продукт их работы. Удалось поучаствовать в развитии одного из флагманских проектов - Международного фестиваля "Книжная Сибирь"… Был успешно преодолен финансовый кризис, ставший последствием реформы Академии наук, объем бюджетного финансирования увеличился с 195 млн руб. в провальном 2015 г. до 253 млн руб. в 2020... Горжусь активным участием в подготовке заявок на новый цикл базовых научных проектов, создании лаборатории наукометрии, организации ее работы, проведенными (и, во многом еще не оформленными в виде статей) исследованиями. К сожалению, лаборатория и соответствующий базовый научный проект не пережили ухода руководителя и ключевых исследователей, но это был яркий и насыщенный период».
Этот период закончился весной 2021 года, когда Гуськов проиграл выборы и покинул директорское кресло. Как отмечали некоторые сторонние наблюдатели, смена руководства прошла не совсем гладко. Вслед за Гуськовым из библиотеки «переехала» лаборатория, занимавшаяся наукометрией. А руководство библиотеки недавно подверглось критике со стороны бывших сотрудников.
Перед началом интервью Андрей Гуськов сразу предупредил, что не станет комментировать текущую ситуацию в библиотеке, так как сам он там больше не работает и с реальным положением дел не знаком. Поэтому, чтобы разобраться, как обстоят дела сейчас, мы обратились к новому директору ГПНТБ СО РАН Ирине Лизуновой.
Ирина Владимировна считает, что ситуация в библиотеке гораздо лучше, чем утверждают ее критики. ГПНТБ СО РАН по-прежнему входит в пятерку крупнейших библиотек страны, сохраняет «штучный» статус депозитария (места, куда отправляется на хранение один из обязательных экземпляров, выходящей в стране книжно-журнальной продукции). В результате, сегодня фонд библиотеки имеет более 10 млн единиц и ежегодно в него поступает более 120 тысяч книжных новинок. В библиотеке много лет идут процессы цифровизации документов и технологических процессов, о чём уже неоднократно говорилось в прежние годы. Есть подвижки и в строительстве второго корпуса библиотеки. Такие планы озвучил еще в 2019 году Андрей Гуськов, но тогда их реализация была заморожена из-за споров вокруг земельного участка, на котором предполагалось строительство.
Ситуация начала меняться лишь в декабре прошлого года, и только 22 июля 2022 года было подписано официальное распоряжение территориального управления Росимущества о передаче ГПНТБ СО РАН в бессрочное пользование земельного участка площадью 8938 кв. метров, на котором и будет развернуто строительство. Сейчас ведётся разработка проектно-сметной документации. За основу взят проект, который был предложен ещё в 1960-е годы автором всей концепции здания ГПНТБ СО РАН Анатолием Воловиком. Согласно ему, второй корпус должен состоять из десяти этажей, половина из которых при этом будут в подземной части.
Сотрудники ГПНТБ по-прежнему много времени уделяют научной работе – библиотека проводит научные конференции издает сборники научных работ, монографии, научные журналы «Библиосфера» и «Труды ГПНТБ СО РАН», совершенствует информационно-аналитическую поддержку исследований и ведет шесть собственных научно-исследовательских проектов, в них задействовано около восьмидесяти научных сотрудников. К примеру, ежегодно сотрудники отдела редких книг и рукописей отправляются в археографические экспедиции в самые отдаленные районы Сибири. Интересные находки летнего экспедиционного сезона, результаты камеральных исследований в архивах и библиотеках региона, специалистами отдела изучаются, если это необходимо, реставрируются, систематизируются, оцифровываются. Проект открывает новые возможности создания электронных хранилищ историко-культурного наследия России и позволяет обеспечить широкий доступ к ним современников. «Другой проект – «Эго-документы по истории Великой Отечественной войны и других военных конфликтов ХХ века» – направлен на сбор документов личного характера (писем, дневников, фотографий и т.п.), которые позволяют посмотреть на военные события глазами их рядовых участников. Через личные воспоминания и переживания мы можем представить и понять историю страны и выходим на более конкретное понимание проблем формирования российского патриотизма, исторической памяти и национальной идентичности», - рассказала директор библиотеки.
Продолжается и работа в области популяризации научных знаний. В этом году в ГПНТБ СО РАН открыли мемориальную библиотеку крупнейшего ученого-математика, академика Льва Васильевича Овсянникова. Также библиотека выступила одним из организаторов выставки-презентации научной и научно-популярной литературы, изданной институтами Академгородка и вузами города. Как известно, многие интересные издания выпускаются крайне малыми тиражами; они не попадают в библиотеки, остаются «невидимыми» для большинства потенциальных читателей и такие выставки-ярмарки – чуть ли не единственный шанс узнать про книжные новинки. А на днях на площадке библиотеки прошло официальное открытие фестиваля НАУКА 0+, что является ярким доказательством важной роли библиотеки в деле популяризации научных знаний в обществе. Вообще, ГПНТБ СО РАН постоянно организует какие-либо научно-популярные мероприятия для детей и взрослых, узнать о них можно из анонсов на сайте библиотеки.
Не могли мы пройти мимо недавнего конфликта с увольнением некоторых сотрудников библиотеки и прозвучавших, в связи с этим, обвинениях в адрес руководства по поводу недополученных зарплат.
«Эти утверждения не соответствуют действительности. Нарушений законодательства в отношении зарплат руководство библиотеки не допускало, и никакого оттока ценных кадров у нас нет. И быть не может. Высокопрофессиональный коллектив ГПНТБ СО РАН продолжает работать, бережно сохраняя ее многомиллионный книжный фонд, поддерживая статус библиотеки как главного библиотечно-информационного и ведущего научно-просветительского центра Сибири», - прокомментировала ситуацию Ирина Лизунова.
Как известно в подобных историях (речь про события этого года, связанные с увольнением некоторых сотрудников и слухи о возможном закрытии библиотеки), каждая сторона уверена в собственной оценке ситуации. Кто был более объективен, покажет время, когда настанет пора уже нынешнему директору подводить итоги пятилетия своей работы. Если сможет аргументировано показать, что это тоже был яркий и насыщенный период, тем самым, лучше всего докажет свою правоту.
Но есть один важный вопрос, с которого мы, собственно, и начали. В прошлом ГПНТБ была, по сути, главным центром информационного обслуживания ученых и в этом заключалась её сверхзадача. Сегодня кажется, что это невозможно по объективным причинам – библиотеки заметно уступили свои позиции Интернету. Тогда какова сверхзадача сейчас? Рассказывая о своем видении стратегии развития ГПНТБ, наши собеседники не дали ее четкой формулировки. И мы решили поискать ответ на этот вопрос с позиции пользователя библиотеки, обратившись еще к одному одним эксперту – директору Института филологии СО РАН, член-корреспонденту РАН Игорю Силантьеву.
Несмотря на всеобщее распространение интернет-сервисов, он считает, что главная миссия ГПНТБ (и научных библиотек в целом) не изменилась – они по-прежнему остаются главным источником достоверных знаний.
«Качество информации определяется не только авторами, но и экспертизой, которой она подвергается. В интернете всякий может написать то, что ему хочется. Яркий пример тому – Википедия, которая пишется совместно пользователями интернета, и внесение туда новой информации происходит в относительно свободной форме. Схожая ситуация имеет место и на многих других информационных интернет-ресурсах. А вот статья в научном журнале перед публикацией подвергается строгому и многостороннему рецензированию. Еще более серьезную экспертизу со стороны научного сообщества проходят монографии. В силу этого опубликованная научная и научно-популярная продукция, которая концентрируется в библиотеках, содержит более достоверные знания», - отметил Игорь Витальевич.
По его мнению, неверно говорить о конкуренции классических библиотек и онлайн-ресурсов, напротив, оптимальным для общества станет их сотрудничество, когда библиотеки облегчают читателю доступ к своим фондам, в том числе, через интернет. «В Сети есть международные базы данных научных журналов, но доступ к ним платный. Не каждый исследователь может себе позволить пользоваться таким сервисом. А вот крупные библиотеки обычно в состоянии позволить себе такую подписку, сделав научные знания доступнее для своих читателей».
Также он отметил, что если в области естественных наук важно иметь доступ к самым свежим публикациям, то для специалистов гуманитарного направления (филологов, историков, искусствоведов и т.д.) часто не менее ценными источниками информации являются книги и статьи, вышедшие в прошлые десятилетия. Такие издания хранятся в фондах библиотек, и, если их оцифровать, они будут доступны широкому кругу читателей. «Чем больше государственные библиотеки будут создавать электронных коллекций своих фондов, облегчая к ним доступ, тем лучше они справятся со своей главной задачей», - подытожил эксперт.
Казалось бы, миссия ГПНТБ в обозримом будущем понятна и вполне выполнима. Но, как это часто бывает, есть нюансы. Например, доступ к платной подписке на базы зарубежных научных изданий достаточно давно организован государством через специального оператора, а для библиотек он стал слишком «дорогим удовольствием». Электронные версии старых изданий, как справедливо отмечено, интересны в основном гуманитариям, но они в современной научной системе составляют меньшинство. Да и в целом, посещаемость той же ГПНТБ заметно сократилась в последние десятилетия, а значит, ее статус как главного источника достоверной научной информации для научного сообщества и студентов – не столь очевиден. Тогда встает вопрос – как вернуть место библиотеки в системе активных научных коммуникаций? Видимо, ответ на него еще только предстоит найти. Но если этого не сделать – библиотека рискует превратиться в «книжный архив», памятник архитектуры и место для проведения торжественных церемоний несколько раз в году.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии