В Центре Мешалкина выполнили 1200-ю операцию Росса

«Юбилейную» операцию выполнил директор Национального медицинского исследовательского центра имени академика Е.Н. Мешалкина Александр Михайлович Караськов. Данное вмешательство стало 1000-м в хирургической практике специалиста. Академик РАН А.М. Караськов обладает наибольшим опытом проведения процедуры Росса в мире.

Операция Росса, при которой пораженный аортальный клапан заменяют собственным клапаном легочной артерии (аутографтом), является высокоэффективным методом лечения больных патологией аортального клапана. После процедуры пациенты не нуждаются в антикоагулянтной терапии. Аутографт обладает хорошими гемодинамическими характеристиками, функционирует в течение длительного времени, устойчив к инфекции, лишен риска тромбоэмболических осложнений. Пациент может вернуться к полноценной жизни, выполнять все виды нагрузки.  

1200-м пациентом стал 46-летний житель села Аскарка (Ямало-Ненецкий автономный округ) с выраженной аортальной недостаточностью – неполным смыканием створок аортального клапана, приводящим к обратному току крови из аорты в левый желудочек, Вэтта Михайлович Окотэтто. Впервые боль в сердце он ощутил во время участия в лыжном забеге на три километра два года назад: не успел завершить и первого круга как ощутил боль и жжение в грудной клетке. Мужчина незамедлительно обратился за консультацией к кардиологу, обследование выявило аортальный порок, врач заявил о необходимости оперативного вмешательства, посоветовав обратиться за помощью к специалистам Центра Мешалкина. Сейчас после успешно прошедшей операции Вэтта Михайлович готов вернуться к спорту, но пока без интенсивных нагрузок.

Первую операцию Росса в Центре Мешалкина провели в 1998 году, а с 2002-го технологию поставили на поток. Сегодня в учреждении выполняют около 100 операций в год.

«Ни в одной клинике мира нет такого объема выполнения операции Росса, как в нашей. Опыт колоссален, хотя, без сомнения, десятки центров в США, Германии и других странах осуществили сотни операций. Активно применять данную технологию начали в Азии. Великий кардиохирург Норман Шамвей, обучавший трансплантации сердца специалистов со всего мира, относился к процедуре Росса как к самому выдающемуся этапу в профессиональной жизни. Хотя хирург специализировался на трансплантации сердца, он был уверен, что по сложности технологии и задач, стоящих перед хирургом, процедура Росса не может сравниться ни с одной другой операцией», — комментирует Александр Михайлович.

С середины 2000-х годов специалисты Центра Мешалкина обучают трудоемкой технологии коллег из других кардиохирургических клиник. В 2008 году Александр Михайлович проводил показательные операции для кардиохирургов Национального медицинского исследовательского центра имени В.А. Алмазова (Санкт-Петербург). Также специалисты Центра обучали процедуре Росса хирургов Москвы, Краснодара, Кемерова, Красноярска, всего выполнив более 50 выездных вмешательств в целях обучения коллег.

«Немногие кардиохирургические центры России имеют в арсенале процедуру Росса. Это связано с высокой сложностью и узким спектром показаний. Для освоения требуется много времени. Ввести процедуру Росса в практику могут лишь клиники с мощной хирургической службой. У академика Караськова наибольший опыт проведения операции Росса, с этим связано мое желание пройти обучение в Центре Мешалкина, увидеть Александра Михайловича за работой», — отметил директор Клиники аортальной и сердечно-сосудистой хирургии Первого московского государственного медицинского университета имени И.М. Сеченова профессор Роман Николаевич Комаров после обучения процедуре Росса в августе 2017 года. 

Дарья Семенюта