«Умный» дом как мечта

Тема энергоэффективности уже успела набить оскомину. Разговоров с определенных пор ведется много, результатов (как всегда) – кот наплакал. Несмотря на то, что у нас уже официально внедрена классификация зданий по уровню энергоэффективности, ни застройщиков, ни покупателей жилья она практически не интересует. А что касается малоэтажного и индивидуального строительства, то здесь вообще никому никакие нормы не писаны.

Единственный верный путь к исправлению ситуации (как это делается во всех развитых странах) – подключить науку, научно-исследовательские учреждения к выработке необходимых стандартов, обязательных для застройщиков (подчеркиваем – ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ!). Для этого, как мы понимаем, необходимо проводить исследования, натурные испытания, тестирование оборудования. А такая работа, само собой, ведется в рамках государственных программ. Под программы, конечно же, выделяются соответствующие финансы. И вот тут-то, как только речь заходит о финансировании, начинаются знакомые нам чиновничьи уловки и увертки. Вроде бы, дело правильное, а вот финансировать его – это уже как получится. И получается, судя по имеющемуся опыту, везде по-разному.

21 мая в Пресс-центре «ИТАР-ТАСС Сибирь» состоялся «круглый стол» на тему новых научных разработок для строительства, во время которого как раз и всплыла данная тема.

Так, один из докладчиков – директор Института теплофизики СО РАН Сергей Алексеенко, ссылаясь на зарубежный опыт, озвучил задачу развития энергоэффективного малоэтажного строительства в качестве одного из генеральных направлений. Предложения прозвучало в присутствии представителя правительства НСО – начальника управления архитектуры и строительства министерства строительства и ЖКХ Новосибирской области Ирины Боковой.

Для реализации озвученной задачи Сергей Алексеенко предложил, в частности, создать в Новосибирске Центр энергоэффективности, построить дом-лабораторию и возвести несколько демонстрационных энергоэффективных домов (или даже поселков).

Центр энергоэффективности, по словам ученого, необходим для сбора данных по энергоэффективным технологиям, для оказания консультаций и предоставления образовательных услуг. Дом-лаборатория нужен для выполнения всего комплекса необходимых исследований, а также для учебных целей. И, наконец, демонстрационные дома (поселки) необходимы конечным потребителям. В качестве примера демонстрационных домов был приведен жилой район с нулевым энергопотреблением, возведенный в Англии еще в 2006 году.

Что касается домов-лабораторий, то здесь хороший пример дает Канада. Отметим, что сотрудники Института теплофизики СО РАН достаточно хорошо знакомы с работой своих канадских коллег. Несколько лет назад, благодаря поддержке Министерства строительства Канады целая делегация наших специалистов посетила канадский Центр энергоэффективности в Оттаве, побывав там даже в закрытых лабораториях. Этот опыт, признался Сергей Алексеенко, очень полезен и для нашей страны. Вопрос только в том, где он буде востребован у нас? Специалисты в самом Институте теплофизики есть. Есть даже целая лаборатория, которая занимается тестированием энергосберегающего оборудования и разработкой технических решений в области теплозащиты зданий. Есть, наконец, целая исследовательская группа, занимающаяся вопросами экологического домостроения, где изучаются все проблемы, связанные со строительством энергоэффективного жилья для сибирских условий .

Казалось бы, научный потенциал в нашем регионе есть. Есть наработки и исследования. Чего бы все это не применить? Однако потенциал наших ученых оказался востребованным почему-то в других регионах и даже в других странах. Например, в Кемеровской области и в Казахстане. Что мешало властям НСО выделить необходимый ресурс для дома-лаборатории и для строительства демонстрационных домов?

Дом-лаборатория нужен для выполнения всего комплекса необходимых исследований, а также для учебных целей Напомним, уже с 2010 года под эгидой областного правительства ведется освоения участка под малоэтажную застройку площадью 67 га в поселке Ложок. Проект этот объявлен пилотным, а само строительство осуществляется для резидентов Технопарка. Согласимся, что лучшего места для возведения дома-лаборатории и демонстрационных домов не придумаешь. Так считали и специалисты Института теплофизики СО РАН, сформулировав для региональных властей соответствующие предложения. Но власти решили иначе – никаких инноваций на данной площадке не произошло. Никому не известная компания возвела там из кирпича два многоквартирных «доходных» дома. На этом дело и встало. Теперь площадку разделили между частными застройщиками, которым все эти инновационные подходы вообще не интересны. Да и сами власти, похоже, тоже утратили всякий интерес к данному проекту.

Сейчас ученые с некоторой надеждой смотрят на площадку в поселке «Каинская заимка», где реализуется пилотный проект Федерального Фонда РЖС. Речь идет о возведении жилого малоэтажного комплекса для сотрудников СО РАН. Естественно, со стороны специалистов Института теплофизики уже поступали предложения насчет использования энергоэффективных технологий. К сожалению, и здесь эти предложения пролетели мимо ушей.

Однако самым загадочным остается другой факт. Так, в конце 2012 года в поселке Маслянино был возведен экспериментальный многоквартирный энергоэффективный дом. Данный проект был реализован в рамках региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, финансируемой с участием средств Фонда содействия реформированию ЖКХ. В доме находится 18 жилых помещений совокупной площадью 657 кв. метров.

Главной достопримечательностью построенного дома является наличие в нем «умного» оборудования: геотермального теплового насоса, гелиоустановки, газовых конденсационных котлов, системы автоматического регулирования подачи тепла. Согласно официальным сообщениям, данный объект соответствует наивысшему классу энергоэффективности – классу А. По заверениям министра строительства и ЖКХ Дениса Вершинина, экономия энергоресурсов должна была составить здесь 35 – 40 %, что, по его мнению, благоприятно скажется на коммунальных платежах. Министр выразил тогда надежду, что построенный объект позволит на практике установить точные объемы энергопотребления. В этой связи он не исключал того, что в дальнейшем, опираясь на полученный опыт, такие дома начнут строить в других муниципальных районах области.

Примечательно то, что общая стоимость строительства этого «умного» дома составила 36,08 млн. рублей. При этом чуть более 10 млн. рублей было направлено из средств Фонда ЖКХ. Еще 24,43 млн. рублей выделило правительство области. Фактически, экспериментальный дом был построен за казенный счет. И это для нас очень важно. Выходит, деньги на подобные эксперименты выделяются.

Все бы ничего, но возникает вопрос: почему данный объект был возведен в поселке Маслянино, в большом удалении от профильных научно-исследовательских учреждений? Почему его проектирование, строительство, текущая эксплуатация и тестирование оборудования по сей день остается загадкой для специалистов Института теплофизики СО РАН? Об их существовании в региональном правительстве как будто забыли. По какой причине такой экспериментальный дом не возвели на той же площадке в Ложках, совершенно непонятно. Как непонятно и то, как сейчас обстоят дела с маслянинским домом, кто тестирует там оборудование, где можно ознакомиться с результатами.

Естественно, этот вопрос не мог не подняться в ходе упомянутого «круглого стола». Ирина Бокова попыталась уверить собравшихся, что маслянинский «умный» дом не выпадает из поля зрения чиновников, что наблюдения продолжаются и обобщаются. Кто конкретно наблюдает, так и осталось за кадром. При этом чиновница откровенно призналась, что в ходе эксплуатации объекта они столкнулись с нехваткой специалистов по новому оборудованию.

Что же, это хороший сигнал. Выходит, о специалистах в правительства думают. Это обнадеживает. Также обнадежило обращение Ирины Боковой к ученым, чтобы те отправляли в правительство свои предложения. Из этого некоторые из участников мероприятия сделали вывод, что региональная власть готова выдавать гранты. В конце концов, 24 миллиона на маслялнинский дом в бюджете нашли. А ведь когда-то специалисты Института теплофизики СО РАН запрашивали на свой экспериментальный «Экодом» всего каких-то пять миллионов. Этих пяти миллионов не нашлось до сих пор.

 

Олег Носков