Угроза перенаселения отменяется?

Мы уже неоднократно поднимали тему роста численности населения Земли в силу участившихся в последнее время разговоров о необходимости искусственных мер по депопуляции. В основном они исходят со стороны идеологов так называемой «великой перезагрузки», куда входит немалое количество представителей академической науки. С их подачи нам настойчиво пытаются внушить мысль, будто «чрезмерная» численность людей сама по себе несет угрозу нашему благополучию. И если дальнейший рост человеческой популяции не прекратится, нас неминуемо ждут голод и кровопролитная борьба за ресурсы.

Как мы уже отмечали, эта тема всплывает не впервой. Время от времени ее обсуждение усиливается на уровне мировых элит, после чего в ряде государств принимаются определенные меры по «исправлению» ситуации. Самый показательный пример на этот счет – скандально известная книга американского биолога Пола Эрлиха «Популяционная бомба» (The Population Bomb), вышедшая еще в 1968 году и наделавшая много шума в политических и академических кругах. В этой книге автор предупреждал об угрозе стремительно надвигающегося (будто бы) глобального голода. По его словам, массовые, многомиллионные вымирания людей от дефицита еды должны произойти уже в 1970-х или в 1980-х годах, невзирая ни на какие профилактические меры правительств в отношении продовольственной безопасности.

Чтобы предотвратить нехватку ресурсов в будущем, Пол Эрлих призвал к контролю над рождаемостью. Он сравнивал человечество с… раковой опухолью, полагая, что людская популяция будет точно так же неконтролируемо расти, если ей не поставить искусственных преград. По его убеждению, предельно допустимое количество людей на планете не должно превышать двух миллиардов человек. Данная цифра до сих пор считается «научно обоснованной». Однако, несмотря на то, что человечество давно уже превысило этот порог, смертоносного глобального голода, обещанного Полом Эрлихом, так и не наступило. Мрачный прогноз, как видим, не сбылся, что, впрочем, не мешает этому ученому вплоть до наших дней повторять один и тот же нарратив о скорой нехватке продовольствия.

Почему глобального голода не наступило, понять не сложно. Дело в том, что со второй половины прошлого века резко выросло производство основных продовольственных культур. Так, с 1960 года по 2023 год мировое производство риса, кукурузы и пшеницы увеличилось в пять раз! Доля недоедающих людей в мире сократилась с 30% в 1950 году – до 10%  к сегодняшнему дню и продолжает падать. То есть пока что всё происходит с точностью до наоборот.

Тем не менее, старания ученых вроде Пола Эрлиха с их паническими заявлениями не прошли даром. С начала 1970-х годов власти некоторых стран стали проводить политику, направленную на ограничение рождаемости. С тех пор начинают активно внедряться различные методы контрацепции. Параллельно аборты и стерилизация перестают преследоваться по закону, а в некоторых ситуациях они даже навязываются. Раньше всего такие меры получили официальное одобрение в Индии, где правительством еще в 1966 году были установлены квоты на стерилизацию и установку внутриматочных спиралей. В период с 1965 по 1985 год в этой стране было стерилизовано порядка 40 миллионов человек (в основном – принудительно). Такая политика, прежде всего, проводится в отношении представителей низших каст, для чего за бюджетные средства была организована сеть специализированных больниц.

В КНР демографическую политику начали реализовывать с 1970 года. В 1979 году был принять закон, запрещающий китайским семьям иметь более одного ребенка. Согласно официальным данным, опубликованным 2013 году, с 1971 года в Китае было зарегистрировано 336 миллионов абортов (!) и 222 миллиона стерилизаций. Это стало обычным явлением.

Подобная практика получила одобрение даже на уровне руководства ООН. В самом начале 1990-х тогдашний заместитель Генерального секретаря этой организации Джеймс Грант открыто заявлял о том, что так называемая политика «планирования семьи» способна принести обычным людям куда больше пользы, чем любые другие технологии, доступные человечеству. Ее пытались распространить по всему миру, особенно – в странах Третьего мира. Показательно, что с 1970-х годов США стали прямо увязывать оказание иностранной помощи с правительственными мерами по ограничению рождаемости. Такую же политику установил и Всемирный банк. Напомним, кстати, что в нашей стране во время проведения рыночных реформ, когда российское правительство «подсаживалось» на зарубежные кредиты, у нас вовсю шла пропаганда контрацепции и упомянутой политики «планирования семьи».

Изменилась ли мировая демографическая ситуация за последние десятилетия? Да, изменилась. Как указывают специалисты, в 1950 году среднестатистическая женщина рожала примерно пятерых детей, а население планеты к 1955 году увеличивалось до двух процентов в год. В 2021 году мировой коэффициент рождаемости снизился более чем в два раза (примерно 2,3 ребенка на одну женщину). К этому времени темпы прироста снизились до 0,82% и продолжают снижаться. Согласно данным ООН, общая численность народонаселения пока что продолжает расти, однако во всех крупных странах уровень рождаемости упал ниже минимального коэффициента, необходимого для простого воспроизведения. На сегодняшний день Африка является единственным континентом, где население продолжает расти. Если оценивать по уровню рождаемости (без учета иммигрантских потоков), то население сейчас падает в Австралии, Бразилии, Канаде, Китае, Индии, Японии, Мексике, Новой Зеландии, России, США и во всех европейских странах.

Возникает вопрос: связана ли такая динамика рождаемости с упомянутой демографической политикой, когда государство намеренно ограничивает деторождение и поощряет контрацепцию, аборты и стерилизацию? Здесь мнения расходятся. Если сопоставить факты, то окажется, что так называемое «планирование семьи» практически не влияет на ситуацию. К примеру, уровень рождаемости в Южной Корее снижался быстрее, чем в Китае, хотя политика принудительного ограничения здесь не проводилась. Точно так же уровень рождаемости в Бразилии и Мексике падал быстрее, чем в Индии.

По мнению специалистов, урбанизация и повышение уровня материального благополучия влияют на демографические показатели куда сильнее, чем государственные ограничительные методы. Это связано с тем, что в экономически развивающемся урбанизированном обществе женщины начинают работать наравне с мужчинами, а потому неизбежно меньше рожают. Иными словами, в развитой экономике появляется собственный ограничитель рождаемости, отчего искусственные меры воздействия со стороны государства становятся избыточными. Стало быть, вопреки мнению Пола Эрлиха и его сторонников, человечество не является аналогом раковой опухоли, растущей совершенно бесконтрольно до полного самоуничтожения. В условиях материального благополучия люди начинают самостоятельно планировать свои семьи, не нуждаясь во внешнем контроле и в существовании неких институций, отвечающих за «планирование семьи».

Таким образом, мы можем допустить ошибочность панических предсказаний насчет грядущей эпохи перенаселенности Земли. Скорее всего, при сохранении текущих социально-экономических тенденций впереди нас ждет эпоха «малонаселенности», а точнее – эпоха старения человечества с ее неизбежным и вполне естественным сокращением людской популяции. Такой прогноз вполне вероятен, особенно на фоне того, что за последние двести лет (начиная с небезызвестного Томаса Мальтуса) противоположные мрачные прогнозы с их апокалиптическими ужасами мирового голода из-за перенаселенности так и не сбылись.

Николай Нестеров