Трактор на «коровьей» силе

Мы давно уделяем внимание принципиально важным инновационным трендам, способным радикально изменить наш технологический уклад. Одно из таких направлений – переработка органических отходов с целью получения полезной продукции. В частности, неоднократно речь шла о получении биогаза из навоза, включая фермерские стоки. Актуальность темы растет с каждым годом, особенно в условиях топливного кризиса, когда тем же фермерам влетает в копеечку эксплуатация сельскохозяйственных машин с дизельными двигателями.

Разумеется, в самой технологии превращения органики в топливо давно уже нет ничего непонятного. В принципе, процесс этот хорошо изучен и описан. Для нашего региона крайне важно то, что у нас имеются достаточно продвинутые специалисты по этим технологиям. Например, в Краснообске на площадке одного НИИ активно развивает деятельность инновационная компания, способная включиться в процесс по производству биогаза для бытовых и производственных нужд. Всё это нами освещалось подробно. Мало того, мы даже позволили себе немного пофантазировать на тему организации жизни небольших поселений в духе Шестого технологического уклада, где превращение на местах отходов в доходы должно играть ключевую роль в жизни людей.

В общем, тема развивается, и не только у нас, а во всем мире. Пока что разговор не идет о том, чтобы полностью заменить традиционные углеводородные энергоносители биологическим топливом «местного розлива». По большому счету, энергетическая продукция является неким «побочным эффектом» при решении чисто экологических задач, связанных с избавлением от отходов.

Можно воспринимать биотопливо как бонус для тех, кто заботится о защите окружающей среды от стоков. В этом случае массовое распространение такой практики окажется весьма благоприятным для людей само по себе (независимо от того, как они решают энергетические проблемы). Подчеркиваем, что работы в этом направлении идут. И, судя по всему, наши футуристические фантазии постепенно начинают воплощаться в жизнь. Правда, не в нашей стране.

В декабре прошлого года была достигнута очередная веха на указанном направлении развития. Так, британская компания Bennmann, занимающаяся производством, хранением и использованием биогаза из навозной жижи, добилась достойного внедрения своей новаторской технологии. Как сообщает западная пресса, речь идет о первом в мире тракторе, работающем на сжиженном биометане. Этими технологиями компания занимается уже более десяти лет, используя государственные субсидии на разработки такого рода. Одна из технических задач, поставленная разработчиками, касалась  герметизации емкостей для биогаза во избежание утечек в атмосферу (напомним, что метан является очень сильным парниковым газом). Другая техническая задача касалась способов сжижения биогаза в целях использования его в качестве топлива для машин.

Судя по всему, обе задачи были успешно решены. Конечный результат представлен моделью трактора New Holland T7 Methane Power LNG, работающего на сниженном биогазе, который был произведен из фермерских стоков от крупного рогатого скота.  Машина, являющаяся детищем совместного сотрудничества нескольких компаний, уже прошла испытания на ферме в Корнуолле. В данном прототипе серийного образца используется специальный криогенный бак, запатентованный компанией Bennmann. Он позволяет поддерживать биометан в жидком состоянии при температуре – 162 градуса Цельсия. Мощность двигателя составляет 270 л. с.

Для разработчиков принципиально важным моментом является сам факт использования возобновляемой («чистой») энергии, что вполне соответствует «зеленой» стратегии развития. Кроме того, компания Bennmann предлагает фермерам систему улавливания и хранения биометана, что дополнительно снижает выбросы парниковых газов. В сочетании с биологическим топливом для трактора данная система может сделать любую животноводческую ферму энергетически автономной и углеродно-нейтральной. Точнее, дает возможность максимально приблизить ее к этому идеалу.

Как заметил соучредитель Bennmann, опытный образец трактора Т7, работающего на сжиженном биометане, является первой в мире машиной подобного типа. Создание такой машины – это очередной шаг к снижению углеродного следа для всего мирового сельскохозяйственного производства. Испытания трактора, проведенные в рамках совместного с фермой пилотного проекта, показали, что таким путем можно сократить углеродные выбросы в пять раз – с 2500 тонн до 500 тонн в год. Фактически, выбранный путь приближает нас к созданию экономики ЗАМКНУТОГО ЦИКЛА, когда производственные отходы вовлекаются в оборот. В компании уверены, что биометан обладает огромным потенциалом, позволяющим повысить энергетическую независимость сельскохозяйственных производителей перед лицом растущих цен на традиционные энергоносители. Вдобавок ко всему это соответствует курсу на построение низкоуглеродной экономики.

Таким образом, развитие биогазовых технологий сразу решает, как минимум три проблемы: проблему снижения выбросов, проблему энергетической независимости и проблему продовольственной безопасности. В самом Корнуолле биометан уже используется для питания некоторых грузовых автомобилей. Пилотный проект с трактором Т7 – это новый этап в развитии данных технологий.

По мнению экспертов, британская компания, создав такую «инновационную» машину, способна тем самым повлиять  на изменение правил игры в мировой сельскохозяйственной отрасли, ориентированной на экологически чистую энергию. Как показали испытания, трактор, использующий топливо из коровьего навоза, работает наравне с традиционными аналогами, использующими дизельные двигатели. Криогенный бак обеспечивает практически такую же мощность, что и обычный дизель. Отметим, что на ферме, где реализовывался этот пилотный проект, поголовье состояло всего из ста коров. Кроме того, сжиженный биометан может спокойно поставляться на другие фермы. Также это позволяет проводить дозаправку в полевых условиях в самый разгар сезона сельскохозяйственных работ.

Учтем и другой момент, а именно саму технологию производства, хранения и транспортировки биометана. В случае перевода значительного количества сельскохозяйственной техники на данный вид топлива, на него возникнет спрос со стороны фермеров. Следовательно, определенная часть ферм, обладающих крупным поголовьем, может переключиться на производство биогаза, используя его для получения дополнительного дохода. Судя по всему, разработчики уже предвкушают скорое наступление этих времен, что наполняет их оптимизмом в условиях нынешнего энергетического кризиса.

И напоследок опять вернемся к нашей стране и к нашему региону, где, еще раз повторим, также занимаются биогазовыми технологиями. В настоящее время было бы целесообразно оказать материальную поддержку этому направлению со стороны государства – как это происходит в других странах. Финансирование подобных проектов можно осуществлять в рамках реализации стратегии по переходу к экономике с низкими углеродными выбросами (эта стратегия, напомню, уже официально принята). Наша страна в состоянии сказать здесь свое слово. И будет очень печально, если спустя десятилетие нам придется вести разговоры об импортозамещении и в этой сфере. 

Николай Нестеров