«Такого симбиоза не было долгие десятилетия»

​​Большая норильская экспедиция даст оценку современному природному фону и послужит поводом для будущих исследований на Таймыре.

В июле сибирские ученые получили приглашение от компании «Норникель» принять участие в работах на полуострове Таймыр. Задачей экспедиции стала оценка текущего экологического состояния района и разработка концепции хозяйствования на арктических территориях.

Экспедиция стартовала 28 июля. Вначале ее участники преодолели более 500 километров на вертолете, посетили место, где река Пясина впадает в Карское море. Там они взяли образцы почв, растений и воды. Отряд из шести членов Сибирского отделения Российской академии наук (СО РАН) провел на Карском море три дня.

Задача ученых – дать оценку современному природному фону. Начало изысканий берется от ТЭЦ-3 (источника разлива нефтепродуктов) по ручью Безымянному , рекам Далдыкан, Амбарной, далее по озеру Пясино, реке Пясине  и до ее устья в Карском море. Работы будут продолжаться до конца августа.

О работе научного десанта «Северному городу» рассказал руководитель полевого отряда Большой норильской экспедиции, заведующий лабораторией эколого-экономического моделирования техногенных систем Института нефтегазовой геологии и геофизики им. А.А. Трофимука СО РАН кандидат технических наук Николай Юркевич.

«Как бы кощунственно это ни звучало, но нет худа без добра, – говорит ученый. – Ситуация с аварией на ТЭЦ-3 в Норильске явилась катализатором для того, чтобы обратить внимание на вашу территорию. Безусловно, здесь есть экологические проблемы, просто до определенного времени им не предавали должного значения. Хочется верить, что сформировавшиеся еще с 1990-х нормы будут меняться».

По словам Николая Юркевича, особенность экспедиции в том, что она проводит комплексное исследование, устанавливает связь между научными подходами специалистов разных сфер.

«Надо понять, какие факторы сезонного оттаивания влияют на состояние мерзлоты. Если это гидробиология, то как она коррелирует с гидрохимией, ботаникой, зоологией и так далее. Это и есть комплексный подход – такого симбиоза не было долгое время, многие десятилетия», – отмечает ученый.

Участники научных отрядов ищут ответ на вопрос, в какой мере и каким образом наличие нефтепродуктов повлияло на арктическую мерзлоту.  В данный момент идет полевой этап работы: с 28 июля трудятся первые отряды. Всего их будет пять.

Напомним, экспедиция состоит из представителей ведущих исследовательских центров страны.  30 участников из 14 институтов Сибирского отделения Российской академии наук – Новосибирска, Томска, Барнаула, Кемерово, Якутска – по очереди, партиями, приезжают в наш регион, чтобы на месте изучить состояние природоохранных и пострадавших от аварии зон.

Большая часть отрядов уже отработала. Гидробиологи исследовали  Норило-Пясинскую водную систему,мерзлотоведы – территорию топливного хранилища на ТЭЦ-3, провели на месте геокриологическую экспертизу местности. Сейчас ученые ждут восстановления температурного режима, проведут термометрию, далее они уедут в Игарку и в своем филиале на мерзлотной станции продолжат работу по восстановлению исторических данных.

«Геофизики и гидробиологи, представители Института водных экономических проблем, покинули Норильск. Несколько проб ученые решили отобрать и на территории НПР. 17 августа отряд Института геологии и минералогии им. В.С. Соболева СО РАН будет отбирать донные отложения на глубину нескольких метров и восстанавливать хронологию накопления тяжелых металлов и других загрязняющих элементов, главным образом в озере Пясино», – рассказал наш собеседник.

Полевой этап закончится в конце августа. Ученые надеются, что результатом экспедиции станет единовременный срез текущего состояния, из этого может получиться хороший задел для проведения мониторинговых работ в будущем.

«Ученые сейчас спорят о том, какие же фоновые значения, допустим, по тяжелым металлам, нормальны для НПР, ведь здесь прямые выходы горных работ с очень высокими концентрациями металлов. Все это с годами выветривалось, выщелачивалось, попадало в почву, в грунт и в воды, и, по некоторым данным, фоновые значения по ряду показателей в естественной среде уже превышают предельно допустимые концентрации. Однако это пока предмет исследования», – подытожил Николай  Юркевич.

Текст: Марина Хорошевская, Фото: Евгений Жуков